КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
«Лихие» 90-е Юрия Быкова скоро завершат съёмки (фото) Пepвый взгляд нa «Pичepa» вo втopoм ceзoнe (тизep) Oднa глyпaя фpaзa из тpeйлepa «Maдaм Пayтины» yжe cтaлa пoпyляpным мeмoм Второй сезон «Одних из нас» нашёл свою Эбби — её сыграет Кейтлин Дивер Джеки Чан и Ральф Маччио получили звезду сериала «Грань» в «Каратэ-пацана 2»

Барби

Barbie

Не думай о смерти

Реальный мир безнадёжно испорчен. Но если отправиться в путешествие на всевозможных средствах передвижения от роликов до ракеты, попадёшь в Барбиленд, где у каждой куклы есть дом мечты, работа мечты, толпа пляжных Кенов и странная сломанная Барби (невероятная Кейт Маккиннон), способная починить кого-угодно, кроме себя. Стереотипная Барби (Марго Робби) отправляется к ней, чтобы наладить свою кукольную жизнь.

Приготовьтесь, «Барби» — это только начало. Mattel пытается создать собственную киновселенную уже многие годы, и сейчас эти амбиции вышли на новый уровень: у компании в разработке находятся 45 проектов, 13 из которых уже анонсированы. На кон поставлено многое, а потому Warner Bros. и Mattel организовали почти пугающую своей концентрированностью рекламную кампанию по продвижению картины.

Фильм Греты Гервиг позиционировался как триумф. В какой-то степени так и есть, но, вероятно, не стоит приписывать ему излишнюю революционность идей. Барби всегда соответствовала духу своего времени, оттого мифология бренда менялась в зависимости от трендов. Сейчас самая известная кукла в мире представляет собой символ свободы и женской самореализации, ведь, как говорится в фильме, раньше девочки, играя в пупсов, могли примерить на себя только роль матери.

Но это не совсем так. В отсылающем к «Космической одиссее» Стэнли Кубрика эпизоде не уточняется, что прототип Барби — немецкая кукла для взрослых, созданная по образу раскованной героини Лилли Бильд из мини-комиксов, по мотивам которых в 1957 году вышел фильм «Лилли — девушка из большого города». Первая версия Барби в чёрно-белом купальнике от немецкой куклы не отличалась почти ничем, но стала успешнее благодаря более выигрышному позиционированию бренда.

И всё же далеко не идеальному. После критики Барби за гиперфеминность и навязывание нереалистичных стандартов красоты Mattel взялась радикально перекраивать образ куклы, «отбросившей феминизм на 50 лет назад», в прогрессивную фигуру, готовую свергнуть патриархат. В фильме Барби не боится реального мира, тюрьмы, смерти, записывается к гинекологу с широкой улыбкой и уж точно не позволит кучке властных мужчин из Mattel загнать себя в коробку.

Барбикинодебют мог выглядеть иначе. Картина пережила три фальстарта. Первый фильм о Барби в 2009 году порывалась снять Universal Pictures. Следующая попытка была у Sony в 2014-м, с Эми Шумер в качестве сценаристки и исполнительницы главной роли. После к «Барби» присматривалась Энн Хэтэуэй, но всё получилось только когда за картину взялась Warner Bros., а на роль Барби выбрали Марго Робби.

Время решает всё. В период востребованности конвенционально красивых образов в массовой культуре потенциальный фильм Universal Pictures крутился вокруг идеи о том, что Барби может быть самой популярной девушкой в мире. Через несколько лет в кино наступит пик антигероев, неудачников и изгоев. По сюжету второго неснятого фильма Барби Эми Шумер выгоняли из Барбиленда за то, что она не вписывалась в местные стандарты красоты.

Но и это время прошло. Сейчас популярна идея о том, что кто угодно может быть кем угодно, и для этого не обязательно соответствовать устоявшимся представлениям о предмете подражания, поэтому в картине Греты Гервиг представлены всевозможные версии Барби. Во многом это иллюзия равного отношения по аналогии с иллюзией выбора из фильма (каблуки или удобная обувь, Барбиленд или Реальный мир).

Ура, миссия выполнена, Барби может быть любой. Правда, главной всё равно останется самая узнаваемая или, как говорится в картине, «стереотипная» — фильм же сняли о ней, а остальные Барби в нём, несмотря на все свои сюжетные достижения (у одной из них даже есть Нобелевская премия), так и остались фоновыми персонажами.

Но даже простой путь в вопросе каста не помог проекту избежать критики. Иные зрители сочли 33-летнюю Марго Робби мискастом, мол, актриса слишком стара для этой роли. Райану Гослингу тоже досталась порция критики по поводу возраста, но он и старше Марго Робби почти на десять лет. Кукольный образ Кена, конечно, в другой возрастной категории, но так ли это важно, если роль сыграна убедительно? Наверное, не стоит ждать невозможного, актёры всё же не пластиковые куклы, и не могут показать отсутствие жизненного опыта в реальном мире. Так или иначе, Марго Робби и Райан Гослинг гармонично смотрятся в своих образах.

Разнотипные Барби в фильме — это не только дань времени, но и игра в искупление. Опять же, Mattel обвиняли во всех смертных грехах за то, что образ Барби пропагандирует нереалистичные стандарты красоты, и в ответ компания наконец выпустила кукол разной внешности, телосложения и особенностей здоровья. Не так уж давно.

В этом году Барби исполнилось 64 года, а представлять иначе её стали лишь последние несколько лет. За всё время своего существования Барби успела примерить сотни профессий, но по большей части это походило на игру в переодевание. Палеонтолог, врач или астронавт, Барби всегда выглядела как модель. Подобный посыл словно говорил: ты можешь быть кем угодно, НО только если красивая. Одно время даже выпускалась кукла, среди аксессуаров которой была книжка о похудении с советом «Перестань есть» и весы с отметкой 49 кг при каноничном (на тот период) росте Барби почти 176 см.

В 2010-х Mattel представила куклу Ракель — соперницу Барби, стремящуюся во всём её превзойти. В первую очередь коварная брюнетка (ни разу не клише) хотела отбить Кена. Говоря иначе, в недалёком прошлом история Барби транслировала женскую конкуренцию, а не сестринство, как в фильме Гервиг. Остаётся порадоваться за период релиза «Барби», ведь если бы сейчас хорошо продавалась ролевая модель типичной американской домохозяйки 50-х, мы смотрели бы фильм о том, как Барби пылесосит Дом мечты в ожидании, когда Кен вернётся с работы, и видит в этом единственный смысл своего существования.

К слову, во время производства картины руководство Mattel усомнилось в феминистичности «Барби». Это они, конечно, слегка погорячились. Или же понимают феминизм лучше, чем он показан в фильме, где его представление может выглядеть обманчиво поверхностным и утрированным (скорее всего, это просто попытка поднимать важные темы без излишней серьёзности). С другой стороны, сосредоточившись на вопросах гендерного неравенства, «Барби» не обязана сглаживать острые углы, извиняясь за поступки мужчин. В фильме не показано ничего из того, что не происходило бы с любой женщиной в реальной жизни.

Если в картине и есть что-то действительно нереалистичное, то это авторитет мрачной школьницы Саши, выдающей тирады о фашизме и пагубности чрезмерного потребления. Подруги героини рядом с ней боятся и слово вставить, и это забавно, ведь на самом деле такая девочка сидела бы в одиночестве за самым дальним столом, периодически, а то и зачастую сталкиваясь с насмешками одноклассников. Но и здесь Гервиг отчасти права, показывая, как под влиянием реального мира безобидная идея может измениться до неузнаваемости.

«Барби» показывает — мысли о смерти нам не принадлежат. Хотим мы или нет, в жизни ничто не стоит на месте (с какой растерянностью персонаж Марго Робби произносит: «Я не хотела никаких перемен!»). Но как фильме, который только ленивый не назвал мощным феминистским высказыванием, женщины (вернее, созданные по образу женщин куклы) получили власть только в утопическом Барбиденде? В реальном мире персонаж Уилла Феррелла так и остался во главе Mattel, а героиня Америки Ферреры, несмотря на всю важность своего появления в картине, похоже, снова играет секретаршу у нерадивого начальника, только на большом экране. Никаких карьерных перспектив, никакого повышения, только и жди, когда следующая кукла падёт, не в силах противостоять её безрадостному воображению.

В начале картины стереотипную Барби выбивают из колеи мысли о смерти, но к финалу картины нельзя сказать точно, закончился ли её экзистенциальный кризис (одна из его отличительных черт — желание всё бросить и сбежать, как Барби, в общем, и поступила). Так закончился или продолжается? По крайней мере, продаётся. Ничего страшного. Купить можно и Барби в депрессии. Главное, помнить, что тревожность, панические атаки и ОКР продаются отдельно.

Вопреки тому, как это преподносится аудитории, «Барби» — не столько феминистское или художественное высказывание, сколько не нуждающийся в маскировке полнометражный метаироничный и безопасный промо-ролик, но сделанный очень качественно и самобытно. Старые раны бренда залатались, киновселенная Mattel вышла на новый уровень. Как требования общества к женщинам, «Барби» полна противоречий, но, возможно, разрешить их поможет сиквел, для которого финал фильма оставляет бесконечный простор.

Поделиться:
Катерина Воскресенская
26 июля 2023

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
54%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
1Телеовощи – 538: Мистер Ван Мяу
 
4Лазер-шоу «Три дебила» – 609: «Мадам Паутина», «Лёд 3», «Затерянные в Рио Браво», «Кто угодно, кроме тебя», Borderlands
 
0Ноль кадров в секунду – 515: Эпоха Эпохи
 
 
1ЕВА – 570: Бобровые шары
 
9Телеовощи – 537: Последний маг душноты
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 608: Душная эротика с Дженной Ортегой, байопик про Жириновского, позор «Мадам Паутины»
 
0Ноль кадров в секунду – 514: Гнать из индустрии
 
 
6ЕВА – 569: Всё можно пережить... в аниме
 
0Телеовощи – 536: Космические молдоване
 
3Лазер-шоу «Три дебила» – 607: «Аргайл: Супершпион», «Три мушкетёра: Миледи», трейлер «Дэдпула и Росомахи», «МКС»
Ещё

Новые комментарии