КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Дюжев играет Джо Байдена в комедии от «ТНТ» Аниме «Тёмный дворецкий» вернётся в 2025 году: тизер пятого сезона сериала Первый взгляд на костюм «Человека-паука Нуара» с Николасом Кейджем (фото) «Чужой: Земля» Ноя Хоули показал свой первый тизер Крепче за баранку держись, Том Круз! Актёр планирует сняться в сиквеле экшена «Дни грома»

Ультиматум Борна

The Bourne Ultimatum

Великолепие Борна

Если бы Пол Гринграсс был злорадным человеком (а нам почему-то кажется, что он вовсе не такой) — он бы, вероятно, животик надорвал от смеху, глядя, с какой легкостью его последний фильм рвет в прокате на тысячу маленьких киношек коллег по субжанру «съемки динамической камерой». Ну, как коллег — скорее, случайных попутчиков, причем не шибко желательных — типа всяких там «28 недель спустя», «Следопытов», «Домино» и так далее, и тому, прости господи, подобное.

В отличие от всего вышеперечисленного сброда, «Ультиматум Борна» — суть живое, яркое, роскошное пособие по использованию этой самой «динамической». Его следует в обязательном порядке показывать на семинарах и шабашах молодых прогрессивных режиссеров, которые искренне считают, что тупая тряска съемочного аппарата автоматически гарантирует всем полное погружение в атмосферу неуверенности/суматохи/драйва.

Гринграсс и бессменный оператор борновской серии Оливер Вуд придерживаются совсем иной точки зрения на этот вопрос. По их мнению — нет, вы только представьте, каковы наглецы! — лихорадочные метания камеры хороши исключительно в меру — да и то лишь в тех редких случаях, когда никакой полезной информации от смакования деталей зритель получить не может по определению. При любых других обстоятельствах беспорядочная дерготня лишь вредит делу, а раз так — эпилепсии следует сказать решительное «Найн».

Господи, счастье-то какое!

Впрочем, давайте начистоту — прежде чем осознать этот простой факт, Гринграсс успел начисто запороть весь экшен в «Превосходстве Борна», умудрившись сделать сиквел более цельным, но менее эффектным произведением киноискусства, чем оригинал. Отлично поставленная и четко снятая «драка с шариковой ручкой» однозначно выигрывала — не по очкам даже, а техническим нокаутом — у не менее здорово задуманной, но скверно задокументированной «потасовки с каталогом IKEA».

Отличный режиссер, однако ж, тем и отличается от режиссера посредственного, что умеет учиться на своих ошибках, обиженному блеянию «Вы просто ничё не понимаете в операторских изъебах» предпочитая поведение типа «Ушки на макушке и послушаем, что нам скажут дельного».

Результат — на фасад: от экшена в «Ультиматуме Борна» за версту прёт мощью, техничностью, жесткостью, изобретательностью и — да-да! — динамикой.

Самый яркий пример — агрессивные переговоры между Джейсоном и одним из «спецов» в небольшой квартирке, когда в ход идет всё, что попадается под руку, вплоть до не самой тонкой на свете книжки, которой так удобно долбануть неприятеля по горлу, а потом использовать в качестве буфера между кулаком и вражеской черепушкой. Тумаки, активно раздаваемые на экране, сопровождаются охами, вздохами и разве что не визгами в зрительном зале. Встречайте нового чемпиона в жанре «борн-файтинг»!

Надо ли говорить, что за незаметно пролетающие 111 минут Джейсон в своей неподражаемо жесткой и эффективной манере успевает оприходовать не одного, не двух и даже не десятерых человек? Исход для его противников далеко не всегда летальный (строго говоря, протагонист предпочитает доводить дело до отправки на тот свет лишь тогда, когда иначе ну никак), но мы бы на месте большинства из них после общения с Борном совершили ритуальное самоубийство от невыносимого стыда. Очень уж легко и красиво урожденный Дейвид Уэбб разделывается с теми, кто встает у него на пути.

Эта его черта, кстати, проявляется отнюдь не в одних только экшен-моментах. Наблюдать за тем, как Борн раз за разом оставляет своих преследователей с носом − при помощи не кулаков, а мозгов и отличных познаний в своей профессии — сущее удовольствие. Казалось бы − ну что может один-единственный агент против целой команды наружной слежки, взявшей под колпак незадачливого журналюгу? Оказывается − много чего может, особенно если акула пера не будет пороть горячку, во всем положившись на более опытного в этих вопросах человека.

«Ультиматум» вообще под завязку набит секретными службами, оперативниками в штатском, условными фразами, сигналами, кодами и шифрами, не говоря уже о системах глобального слежения и прочих технических штучках. Не суть важно, насколько всё это соответствует действительности — куда важнее степень погружения зрителей в атмосферу паранойи и вездесущности разведслужб.

И она тут — на самом высоком уровне: выходишь из зала и сразу же охватываешь подозрительным взглядом окрестности. А ну как в сером «Ауди» притаились агенты недовольного ругательными рецензиями прокатчика, а их окна соседнего дома на тебя через снайперский прицел уже внимательно смотрит «спец», получивший команду на устранение?

Ничуть не меньше восхищает и то, как складно и изящно показан процесс возвращения Борну его многострадальной памяти. Флэшбэки являются к Джейсону отнюдь не с бухты-барахты — каждый экскурс в прошлое провоцируется то произнесенным словом, то фотографией в газете, то неким событием, то еще чем-нибудь подобным. Человеческий мозг — он ведь именно так и устроен: не успел сосед по маршрутке пожаловаться на пробки, а мыслительная цепочка уже вывела вас к тяжким думам о судьбе главного героя в увиденном пять лет назад телесериале.

Так не позволим же словесным реверансам в адрес мощного экшена (который, кстати, и не думает ограничиваться одними драками; вы бы видели местные погони — как автомобильные, так и на своих двоих!), роскошной «шпионской» атмосферы и традиционно сильной актерской игры Мэтта Деймона (о которой лишний раз и говорить-то неприлично; чего уж там — талант есть талант) увести нас слишком далеко от главной мысли.

А звучит она так: «Ультиматум Борна» — это не просто очередная серия приключений популярного персонажа, это действительно ультимативный «Борн», вобравший в себя все лучшее из двух предыдущих частей и добавивший к и без того взрывоопасному миксу немного (хотя ладно, чего уж тут — преизрядно) своего моджо.

И бесподобная концовка, одновременно закольцовывающая трилогию и ставящая в ней жирную точку (все это — под уже знакомую, полюбившуюся и как нельзя более уместную здесь тему Extreme Ways), в этой мысли только укрепляет.

Обсуждение рецензии
130 комментариев
Поделиться:
Михаил Судаков
29 августа 2007

Охуительно! 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
88%
Ваша оценка

Оценки авторов КГ

  • Юрий Лущинский«Кино»

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Ноль кадров в секунду
 
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 644: Документалка «Я расист?», «Замри», «Мужское слово», замена Джеки Чана, секс в кино и сериалах
 
3ЕВА – 605: Долой свободу, даёшь рабство!
 
9Телеовощи – 572: Срочно добавляйте феминизм
 
6Ноль кадров в секунду – 550: Приветы из прошлого
 
9Лазер-шоу «Три дебила» – 643: «Дикий робот», «Блуждающая тень», лучший сиквел «Гладиатор 2», «Чужой: Ромул» на VHS
 
21ЕВА – 604: Лучшие токсичные отношения
 
1Телеовощи – 571: Белок для роботов
 
2Ноль кадров в секунду – 549: Оживший Суп в большом городе
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 642: «Субстанция», «Затерянное место» Александра Ажа, «Домовёнок Кузя», экранизация мема «Ждун»
Ещё

Новые комментарии