← Все рецензии | О фильме | Видео / 2 | Кадры | Постеры / 1 | Разное | Фанарт |
Сама концепция взять кучку незнакомцев, среди которых затесался убийца, и поместить их в уединённое место, откуда нельзя сбежать, не так уж и нова — в середине XX века Агата Кристи блестяще реализовала её в романе «Десять негритят». Со временем схема претерпевала различные метаморфозы: менялись локации, в которых разворачивалось действо, менялись мотивы, менялось количество убийц — иногда их не было вовсе, и студентики просто самоубивались на свежем воздухе.
В какой-то момент история совершила полный круг и повторилась уже как фарс: собранные в одном месте, как и на Негритянском острове, являлись убийцами, но не скрывали этого, вынуждая хитроумного организатора воздавать по заслугам — нет, они устроили турнир а-ля «Великое Мочилово» за-ради солидного денежного куша. Матёрый трешедел Альберт Пьюн в 1997 году своим фильмом «Крутые стволы» предвосхитил все эти «Королевские битвы» и «Голодные игры».
В 2022-м Дэвид Литч замутил разухабистый капустник «Быстрее пули», где группа наёмных убийц конкурировала друг с другом в стенах скоростного поезда — что иронично, причина оказалась близка «Десяти негритятам». Собственно, виновник сегодняшнего торжества, боевик «Рейс навылет», является идейным продолжателем литчевского опуса — только с блондинистым Джошем Хартнеттом вместо Брэда Питта и на борту авиалайнера, а не поезда. А ещё в «Рейсе» нет россыпи харизматичных персонажей на подтанцовке — местные киллеры по большей части безлики и нужны лишь в качестве статистов для главного героя.
На первый взгляд может показаться, что фильм просто обречён на провал. Концепция, хоть и не слишком шаблонная, но повторяющая ещё не успевший выветриться из памяти «Быстрее пули». Ноунеймы в режиссерском кресле и в графе сценаристы, практически являющиеся дебютантами в полном метре. Каст из малоизвестных актёров, главными звездами которого назначили Джоша Хартнетта, балансирующего между ренессансом карьеры да бездной забвения, и сериальную Кэти Сакхофф. По всем признакам готовилась дешёвая поделка сразу для стриминговых сервисов — а это ещё один тревожный звоночек, учитывая повсеместно царящее там качество.
Тем не менее, вопреки всем предпосылкам, кино производит сугубо положительное впечатление. Нельзя исключать, что сыграл побочный эффект изначально заниженных ожиданий, на контрасте с которыми всё кажется лучше. Первым делом следует отметить, что тревоги касательно клаустрофобности места действия оказались напрасными: во-первых, в салон лайнера события переместятся после экспозиции, а во-вторых, самолёт предоставлен не из парка лоукостеров — широкофюзеляжный, с двумя проходами между кресел, с двумя пассажирскими уровнями, с первым классом, разделённым на отдельные зоны перегородками, а также просторным багажным отделением. В общем, есть где развернуться мордобою.
Сам экшен поставлен добротно, раздражения не вызывает даже привычно трясущаяся камера, призванная создать эффект присутствия. Герои относятся друг к другу безо всякого пиетета, не стесняясь заниматься профессиональным членовредительством «с толком, с чувством, с расстановкой». Львиную долю оных исполняет персонаж Хартнетта в отношении безымянных статистов, не чураясь на пике кровавого угара выдать маниакальное выражение лица в духе недавней «Ловушки». В целом любителям драк без напускного лоска возрастных рейтингов есть на что посмотреть, хотя особой жести всё же ждать не стоит.
История, обрамляющая мордобой и придающая вакханалии насилия какой-никакой смысл, звёзд с неба не хватает, но с функцией двигателя сюжета вполне справляется. Есть незамысловатые интриги, неожиданные повороты и твисты. Внешность цели номер один неизвестна, поэтому все участники турнира на выбывание между делом должны опознать объект. Добавляет пикантности тот факт, что лишь персонаж Хартнетта имеет задачу доставить цель живой и невредимой, что автоматически делает его не только конкурентом, но и противником остальных душегубов, а в какой-то момент он тоже переквалифицируется в цель.
Нельзя не отметить, что по отдельности к каждой составляющей можно составить обширный список претензий. И сюжет предсказуемый, шаблонный и клишированный, и внутренная логика хромает, и множество условностей и допущений, и экшен не идёт ни в какое сравнение с лучшими образчиками жанра, а операторская работа усугубляет и без того неровное впечатление. Но собранные воедино кусочки кинематографичного пазла внезапно начинают творить форменную магию кино — смотреть попросту интересно. Не исключено, что всё дело в грамотно подобранном ритме и нерастянутом хронометраже — события прилегают друг к другу плотно, каждая сцена наполнена смыслом, накал страстей и масштаб драк планомерно увеличивается, а выдержанный темп не провисает, отчего фильм смотрится на одном дыхании.
«Рейс навылет» не пытается притвориться живой классикой или чем-то большим, помимо простого развлекательного боевика — он просто прилежно выполняет свою функцию. И у него неплохо получается.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: