Глянцевые издания ошиблись. Снова. За свои кровные 100 с копейками деревянных вы, наивные души, позволяли скармливать себе с ложечки самые дикие и невообразимые предположения людей с очень богатой фантазией. Они, блаженные души хрустальной чистоты, полагали, что раз Альфонсо Куарон снял комедию с характерным названием «И твою маму тоже», то и из «Узника Азкабана» получится как минимум конец «эры полового созревания» со всеми вытекающими. Гарри взгромоздится на Гермиону и поскачет на ней во весь опор, а верный кунак Рон, если даже и не пожелает присоединиться к разврату, то уже наверняка подержит свечку
Баста, телепузики, порнографию, подслащенную педофилией, не завезли сексуальности в новом «Гарри Поттере» ни на грош. Разве что Гермиона изрядно похорошела и начала носить лифчик господа извращенцы, этого для вас, разумеется, мало? Режиссер Куарон поставил, без дураков, детское кино по детской же книге ни больше и не меньше.
«Невелико достижение», не подумав, ляпнут некоторые. Неправда ваша, дорогие заблуждающиеся. Альфонсо, попав с корабля на бал, умудрился вытянуть сериал на божеский уровень, не оставив и камня на камне от потуг предшественника. Неслыханная наглость! Мы привыкли, что к третьей части сериал, как правило, окончательно хиреет и даже при самых благоприятных условиях в лучшем случае впадает в маразм, а в худшем В худшем получается какой-нибудь «Парк Юрского периода 3». В этом смысле «Узник Азкабана» невероятно счастливое и какое-то чуть ли не сверхъестественное исключение.
Не Коламбус
Отринув наследие Кристофера К., два раза подряд путавшего книги-первоисточники со сценарием, мексиканский кинодел с размаху положил на порочный принцип «Каждая страница талмуда найдет свое место в фильме». Хорошенько поработав ножницами и выкинув из книги огромное количество материала (по личной просьбе Дж. К. Ролинг, между прочим), Куарон добавил действию энергии и жизни.
Простейший пример: квиддич, который худо-бедно не позволял впасть в глубокий летаргический сон на сеансах «Философского камня» и «Тайной комнаты», практически искоренен в «Узнике Азкабана». Пятиминутный от силы эпизод, ничуть не выбивающийся из общей гармонии вот и все, что оставил неспортивный Куарон болельщикам, способным с ходу назвать десять важных отличий снитча от квоффла. Да и то зарядил сцену такой энергетикой, что с лихвой хватило бы на десять матчей кряду. Талант!
И главное ни у кого не хватит духу поставить непобуквенную дословность Куарону в укор. Разве что у твердоголовых фанатопоклонников, чьи жалобы и претензии традиционно не зависят от мастерства режиссера и погодных условий. Ведь самые сочные кусочки вроде аутентичности мира волшебников, скрытого под нашим носом, остались на ребрышках. И кому какое дело, что засушенным по ямайскому рецепту головам не нашлось достойного места в книге детской писательницы? Если Дж. К. не хватило прозорливости и воображения установить охранные системы в виде скукоженных растаманов, то не грех и поучиться чему-нибудь у Альфонсо.
Чертяка оставил свою печать даже на тех эпизодах фильма, которые, на первый взгляд, остались в неприкосновенности. Там слово, сям фраза, забавный жест, удачная шутка и фильм расцветает буквально на глазах. Коламбусу, который всем видам копирования предпочитает ксерокс, не понимая, что этим он убивает красоту и волшебство исходника, такое и не снилось. «Узник Азкабана» напрочь лишился натужности первых двух частей и как-то совсем неожиданно стал очень смешным и врезающимся в память фильмом, который не грех растащить на цитаты.
Вызов
Необходимость вводить в игру новых героев всегда огромный риск для кинопроизводства, уж простите за озвучивание букварных истин. Люпин и Блэк, а также бла-бла-прорицательница Трелони, не говоря уже о старом-новом Дамблдоре каждый, кровь из носу, должен был оккупировать свою, и не маленькую, территорию в зрительском сердце. И они-таки ее оккупировали не без напряженных боев, конечно.
Олдмана, на наш непредвзятый взгляд, в кадре преступно мало, да и образ доброго крестного отца остался за границей сюжета. В киношном «Узнике Азкабана» его персонаж обыденным образом призывает убить предателя и фонтанирует ненавистью и жаждой мести, вполне присущим несправедливо осужденному. Впрочем, призывает и фонтанирует на диво правдоподобно и зажигательно вплоть до того, что по выходу из зала хочется скорчить нервно-нетерпеливо-просительную рожу и завопить: «Давай убьем его!» Ей богу, на такого замечательного Блэка мы не могли и надеяться, хотя от Олдмана ждали многого.
Профессор Люпин выглядит в точности так, как и положено человеку, для которого полнолуние время утех и вакханалий. И если нормой счесть ночь, когда тебе приходится сражаться с анимагом-псом, получать камнем по башке от Мальчика, Который Выжил, а на десерт подставляться под разъяренного гиппогрифа, то потрепанный вид нового преподавателя защиты от темных искусств очень даже объясним. Кстати, нельзя не отметить, что оборотень из Люпина получился хоть куда худосочный, но от этого еще более страшненький. При взгляде на это чудище с непропорционально вытянутым туловищем даже взрослым становится сильно не по себе, а маленькие детишки пугаются до полуистерического состояния.
В «Узнике Азкабана» вообще неприлично много жутковатых моментов для детской сказочки. То из шевелящихся на ветру кустов появляется огромный черный пес разбойничьего вида, то только что пребывавший в человеческом облике добрый профессор превращается в воюющую на луну страхолюдину с пронзительным взглядом, то стая дементоров набрасывается на Гарри и Сириуса, безжалостно высасывая из почти родственников все жизненные соки. Сказочка, ха! Неудивительно, что сборы «Гарри Поттера и Узника Азкабана» в США так сильно упали во вторую неделю − вероятно, родители вместе с детишками вместо кинотеатров побежали к докторам, лечиться от ночного энуреза.
Не за страх
Но жутковатые эпизоды благодаря режиссеру остаются именно эпизодами, лишь оттеняющими волшебно-сказочную легкость «Узника Азкабана». Один лишь чудесный гиппогриф определенно, самое совершенное, величественное, грациозное и реалистичное компьютерное создание всех времен и народов достоин долгих и громких аплодисментов. Чего уж говорить об остальных персонажах, персонажиках и персонажищах этой ленты?
Альфонсо Куарон по праву получает звание главного и, пожалуй, единственного кудесника и мага за то, что сумел вдохнуть душу туда, где ею и не пахло. За полет гиппогрифа над водной гладью, за безбашенную поездку на автобусе, за без скидок на возраст страшных дементоров и все вышеописанное. За то, что взрослый остолоп вновь почувствует себя ребенком, прикоснувшимся к чуду.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: