Когда-нибудь несусветный груз ожиданий не позволит фильму Нолана оторваться от земли. Двигатели «Интерстеллара» долго не отзываются, тарахтят, но всё же отправляют его ввысь. Главный постановщик современности снова вышел в космос – теперь не только в иносказательном, но и в буквальном смысле.
Справедливость подобных лавров не обфыркать. Хитрый англичанин вскочил на броневик и учинил взаправдашнюю революцию в экранизациях комиксов. Обрушившийся на него бесконечный капитал он пустил на съёмки неглупой авторской фантастики. Голливудские продюсеры косятся в график релизов и на всякий случай утирают лицо, поскольку выход каждого фильма Нолана – это плевок в американские заветы о конвейерном и незамысловатом кино. Ширнармассы смотрят в зеркало и преисполняются гордости от того, что хотя бы один крупный режиссёр не считает их круглыми и немощными идиотами, которых нужно переводить за ручку через смысловые дороги. Надо быть поистине великим комбинатором, чтобы так легко совмещать художественный и коммерческий успех с любовью зрителей и критиков. Любая картина Кристофера – событие, и не за счёт прошлых регалий, а просто в силу качества материала.
Извините, серое животное в комнате требовательно сигналит нам хоботом, дабы мы перестали его игнорировать. Выдаём как на духу: «Интерстеллар» – не лучший фильм Нолана. Строго говоря, его бы даже не допустили до внутреннего соревнования, подобно гоночному болиду, не соответствующему техническому регламенту «Формулы-1».
Всему виной исключительно первая половина ленты. Создателя «Помни» в ней просто не узнать: пульс повествования едва прощупывается, а его уровень изощрённости сопоставим с устройством валенка. Заподозрить признаки будущего величия в этом коматознике нелегко. Необходимость паковать чемоданы и валить с земной поверхности фильм убедительно доказывает не столько глобальными катаклизмами, сколько атмосферой смертной тоски на нашей планете. К сожалению, маяться на ней предначертано добрый час, а то и больше. Крис и прежде замахивался на ёкодзунский хронометраж, но на сей раз откровенно пожадничал и хапнул лишнего.
Однако стоит выдворить Макконахи подальше в безвоздушное пространство, как просыпается классический Нолан. Расшевелившийся сюжет вьётся в изгибах и загогулинах, как змея на углях. По сложности восприятия «Интерстеллару», конечно, не удаётся перещеголять «Начало», но котелку всё равно предстоит варить на повышенных оборотах. Приятным бонусом идёт духовное родство происходящего с культовым британским сериалом. Так мог бы выглядеть эпизод «Доктора Кто» под нолановским надзором – с поправкой на привычку означенного зануды (это мы любя) делать всё солидно и по-научному. Стивен Моффат – другой гуру временных головоломок – наверняка смотрел «Интерстеллар», смахивая слёзы счастья и восклицая: «Джонатан! Кристофер! Братья мои!».
Из всех своих достоинств одно Нолан тщательно скрывал от общественности. Настолько умело, что мы даже не догадывались о его существовании. Что ж, 2014 год – знаменательная дата, когда заслуженный режиссёр решил открыть свету новую правду о себе. Только не падайте: оказывается, у Кристофера есть чувство юмора.
Ну ведь действительно: если не считать остроумную шутку Джокера с карандашом, то и вспомнить особо нечего; у всех героев неизменно кислые физиономии. «Интерстеллар» ломает порочную традицию, вводя роскошного персонажа, – знакомьтесь, робот ТАРС. Эту ходячую оргию из прямоугольников добрые люди наделили редкой склонностью к комизму, чтобы одинокие межзвёздные перелёты не протекали так уныло. Очень, знаете ли, отрадно, что на сей раз Нолан вдохновлялся не только учебником физики, но и книжками Дугласа Адамса.
Наконец, пришло время выпустить из тюрьмы для запрещённых слов дурноватый эпитет «гениальный». Для него нашлось законное место в самом начале словосочетания «саундтрек Циммера к „Интерстеллару“». Кто б мог подумать, что старина Ханс способен на такое. Прошлые работы композитора – хорошие, но однообразные – Нолан демонстративно швырнул в мусоропровод и велел придумать что-то неслыханное. «Слушаю и повинуюсь!» – отозвался джинн и не разочаровал.
Как это нередко бывает у Кристофера, музыка практически не затыкается, словно перед вами нескончаемый клип. Впрочем, жаловаться на эдакое великолепие может прийти в голову лишь невезунчикам, чьи барабанные перепонки изнасиловал медведь. Благоговейного отношения достойно всё звуковое сопровождение в целом. Турбинные мощности IMAX вам в помощь – такой фильм заслуживает, чтобы в ушах долго стоял звон.
Как и всегда, Нолан показал себя в первую очередь превосходным рассказчиком, а не визионером или мастером по работе с лицедеями. Безусловно, в картине присутствуют челюстепонижающие моменты высокой зрелищности, а россыпь голливудских звёзд держится более чем достойно, но они явно находятся на втором плане, позади поведанной истории. Оно и к лучшему – умопомрачительные съёмки мы уже лицезрели в «Гравитации»; теперь настал черёд насытить пустоту космоса многослойным сюжетом. «Интерстеллар» – знаковое кино, однако помнить его будут не за спецэффекты и не за актёрскую игру, сколько бы ни рыдал в кадре Макконахи. Нолан сотворил настоящий духоподъёмный эпик про трудности переезда, призванный направить взоры человечества к небу. Молодец, Кристофер, – таких режиссёров берут в космонавты.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: