itonya Рецензия на фильм «Тоня против всех» / I, Tonya
 
 
     
Disney готовит художественную адаптацию своего мультфильма «Робин Гуд» Marvel Studios готовит сериал про супергероиню-мусульманку «Мисс Марвел» Джеки Чана и Арнольда Шварценеггера призвали заплатить за участие в «Тайне Печати дракона» Следующей весной стартуют съёмки «Мастера и Маргариты» от режиссёра «Легенды № 17» Сериал «Судья Дредд: Мега-Сити 1» жив и находится в активном производстве

Тоня против всех

I, Tonya

Принцесса-реднек

Нужна шуба? Иди настреляй кроликов. Хочешь девочковое платье, розовое, с блёстками и бантиками? Сшей сама. Стремишься к победе? Выполни такой прыжок, какой до тебя ни одна женщина в твоей стране не делала. Но будь готова, что даже несмотря на все эти (и многие другие) усилия, тебе будут занижать оценки, ибо ты не вписываешься.

Не проходит и двух минут фильма, как его титульную героиню сравнивают с самой Америкой. Действительно, Тоня Хардинг отражает целый пласт населения — не культурно-интеллектуальную элиту, или ловких бизнесменов, или угнетаемые меньшинства, или приверженцев традиционных семейных ценностей с ласковыми матерьми-домохозяйками и непременным яблочным пирогом. Нет, Тоня представляет реднеков. Рубит дрова, чинит авто, постоянно сквернословит и курит — полная противоположность того, что судьи и зрители ожидают от классической фигуристки. Но она и не «ледяная стерва» (так поначалу локализовали название фильма в российском прокате). По мнению своей матери Лавоны, Тоня — цветок. И это отнюдь не комплимент: Лавона с завидной регулярностью высказывает дочери, что та неспособная позаботиться о себе дурёха; словесные нападки подкрепляются физическими. Слово «абьюз» звучит с экрана прямым текстом — причём источником насилия является не только мать, но и возлюбленный Джефф. К которым Тоня продолжает тянуться. Вы ведь не думали, что «бьёт — значит, любит» — отечественный эксклюзив, правда?

Впрочем, «Я, Тоня» — не только семейно-социальная драма. Во-первых, это байопик об одной из самых знаменитых и скандальных американских спортсменок. Причём слава пришла к Тоне задолго до «инцидента»: она стала первой женщиной в США и второй во всём мире, выполнившей сложнейший фигурнокатательный прыжок — тройной аксель. Даже к сегодняшнему дню фигуристок, когда-либо выполнивших его на международных соревнованиях, набралось лишь восемь.

Во-вторых, это чёрная комедия — по-настоящему мрачная и забавная. Юмор создают и удачные реплики, и монтаж с мокьюментари-интервью (коллективное описание пресловутого тройного акселя очаровательно), и проламывание «четвёртой стены», когда персонажи поворачиваются к зрителям и комментируют происходящее. А сам «инцидент» показан наполовину напряжённым, наполовину нелепым. Как и его организаторы. А что неуклюже и смешно, то уже не страшно.

В-третьих, это отбеливатель, щедро проливаемый на репутацию Тони. Фильм основан на реальных интервью, и по воспоминаниям авторов, взаправдашние Тоня и Джефф абсолютно всё вспоминали по-разному, не сошлись даже в описании собственного первого свидания. Фильм не ленится дать полифонию мнений, зачастую контрастных: так, Лавона утверждает, что ударила дочь один-единственный раз — расчёской, когда Тоня вертелась, не давая уложить волосы, хотя уже пора было выходить на лёд; а сама Тоня говорит, что мать била её постоянно и по-всякому. Но ведущими являются именно воспоминания Тони, фильм откровенно сочувствует своей героине.

Собственно, а почему «Я, Тоня»? Киноленте «Я, робот» просьба не беспокоиться: отсылка не к ней, а к историко-биографическому роману Роберта Грейвза «Я, Клавдий», в котором повествование ведётся от лица титульного героя — римского императора. «Я, Тоня» — рассказ о жизни не императрицы, а принцессы. Принцессы-реднека. Стиль Тони был могучим и атлетичным вместо грациозного и балетного. В отличие от, скажем, соревновавшейся с ней на олимпиаде и взявшей золото Оксаны Баюл, которая перенесла на лёд партию Чёрного лебедя из балета «Лебединое озеро». Кстати, по совпадению, Баюл, как и жертва «инцидента» Нэнси Керриган, получила травму ноги, причём ещё более неудачную и уже во время олимпиады: на тренировке перед произвольной программой с ней столкнулась Таня Шевченко, в результате у Баюл были повреждена коньком голень (вплоть до накладывания швов) и ушиблена спина. Профессиональный спорт полон боли и неудач, даже если со стороны кажется изящно-воздушной лёгкостью. Это не новость, но «Я, Тоня» иллюстрирует прописные истины на редкость ярко.

Фильм успевает коснуться и других тем — скажем, оторванности гиков от реальности или переменчивости СМИ: сегодня ты в центре внимания, а завтра никому не нужен, ведь появились новые звёзды и монстры.

Сценарист Стивен Роджерс знает толк в драмах и сентиментальности: работал над «P.S. Я люблю тебя», «Кейт и Лео», «Мачехой». Поэтому «Я, Тоня» — в первую очередь эмоциональная история о жизни женщины, одной из множества и в то же время уникальной. И больше всего впечатляют именно Тоня и Лавона — недаром фильм отхватил оскаровские номинации за лучшие женские роли (главную и второго плана). Да что там, за «Я, Тоня» у Марго Робби больше наград и номинаций, чем за все остальные её фильмы вместе взятые. Феминистический посыл — весомая, но не единственная причина: помимо многожанровости и сильной актёрской игры козырем является история американской мечты — противостоящей американской действительности.

   
   
Обсуждение рецензии
16 комментариев
Поделиться:
Юлия Лялина
29 января 2018

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
63%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Все Кино Сериалы Игры Аниме

Сегодня

 
19:00Ноль кадров в секунду (трансляция)
LIVEЛазер-шоу «Три дебила» (трансляция)
 
СкороТелеовощи (видео)
 

Выйдут в августе

27 Вт21:45ЕВА (трансляция)
28 СрНоль кадров в секунду (аудио)
28 СрЛазер-шоу «Три дебила» (аудио)
 
29 Чт20:00Телеовощи (трансляция для спонсоров)

Ссылка на трансляцию доступна только спонсорам. Вы можете стать одним из них, поддержав нас на «Патреоне».

30 ПтЕВА (аудио)
30 ПтЛазер-шоу «Три дебила» (видео)
31 СбТелеовощи (аудио)

Новые выпуски подкастов

 
0Ноль кадров в секунду
 
 
8Телеовощи – 298: Смешные домогательства
 
10Ноль кадров в секунду – 278: Встроенный еврейчик
 
12Лазер-шоу «Три дебила» – 367: Новые сериалы, казаки в Асгарде и суть «Звёздных войн»
 
0Ноль кадров в секунду – спецвыпуск 91: Gamescom Opening Night Live
 
10ЕВА
 
20Телеовощи – 297: Не обманул, а передумал
 
13Лазер-шоу «Три дебила» – 366: Наследие студии Fox и Аквамен против
 
9Ноль кадров в секунду – 277: Шапочка из фольги
 
 
27ЕВА – 333: Здесь был Гандам
Ещё

Новые комментарии