← Все рецензии | О фильме | Видео / 6 | Кадры / 5 | Постеры / 13 | Разное | Фанарт |
В зависимости от личных взглядов и предпочтений «Восхождение Юпитер» можно считать как лучшим, так и худшим «постматричным» фильмом сиблингов Вачовски. Судите сами: и «Спиди Гонщик», и «Облачный атлас» были своего рода экспериментами, первый визуальным, второй повествовательным. В итоге один оказался чересчур ярким и экспрессивным, чтобы широкая публика его оценила; второй, при всей изобретательности повествования, слишком простым, если не сказать пустым по части идейного наполнения. Однако и тот, и другой предлагали что-то новое, сулили не совсем обычный зрительский опыт.
«Восхождение Юпитер» подобными глупостями не занимается. Вместо этого кино как следует закапывается в кучу хороших фантастических фильмов последних двадцати пяти лет, вытаскивает оттуда всё наилучшее и вбирает в себя. И, как ни странно, подход работает – сшитое из чужих кусочков чудовище Франкенштейна не только ходит и рычит, но и бегает, скачет, летает, стреляет, взрывает, попутно хохмя и рассказывая интересную историю. Но ничего принципиально нового не делает – Вачовски явно завязали с экспериментами, по крайней мере пока. Впрочем, в наше время выдать новый несиквельный фантастический фильм по оригинальному сценарию, не основанный на популярных подростковых романах или комиксах, – уже нехилый такой эксперимент.
«Звёздные войны», «Хроники Риддика», «Терминатор», «Властелин колец», «Аватар», «Звёздный путь», «Дюна», «Стражи галактики», само собой «Матрица» и ещё добрый десяток сеттингов (Warhammer 40,000?) попеременно всплывают в памяти по ходу просмотра. И каждый раз ассоциация скорее приятная: сцена, идея, образ выглядят и используются как минимум не хуже, чем в оригинале. Получается по-настоящему ультимативный фантастический блокбастер – в нём есть всё, что мы любим в других представителях жанра, и нет ничего, что нас в них обычно раздражает.
Такое разнообразие источников вдохновения влечёт за собой не меньшее разнообразие содержания – героев, планет, ситуаций и событий. Повествование получается невероятно насыщенным и динамичным: похищения, космические наёмники, экшен, Шон Бин, политика, интриги, бюрократы, древние королевские дома, реинкарнации, порция романтики, предательства, свадьбы, космическая полиция, люди как ресурсы… Хватило бы на две части каких-нибудь «Стражей галактики» (вместо енота – Ченнинг Татум с эльфийскими ушками), а менее динамичному франчайзу – и на полноценную трилогию. А «Восхождение Юпитер» умудряется за два с небольшим часа (следите за руками!) увязать всё перечисленное в весьма стройную и последовательную историю, где события, с одной стороны, развиваются достаточно закономерно, чтобы легко можно было угадать следующий шаг, а с другой – в нужной степени интригуют, чтобы нельзя было сходу предсказать итог. При этом кино не забывает раскрыть пачку вариативных образов (пусть и не слишком глубоких, но это с лихвой искупается их колоритностью – чего стоят одна только семейка космических аристократов или русские родственники главной героини) и обрисовывает вполне самобытный в своей эклектичности мир далёкого космоса.
Само собой, найдутся зануды, которым покажутся неправдоподобными мотивации тысячелетних космических полубогов, нелогичными поступки мало чем походящих на человеков представителей инопланетных рас или невероятной длительность выживания в открытом космосе генетически модифицированного бойца. Ну да зануды и «Тихоокеанский рубеж» не любят, ибо там Егерь не зарубил мечом в первые же секунды боя очередного Кайдзю, а подарил миру одну из охуительнейших экшен-сцен в истории кинематографа. Кто их после этого слушать будет?
Кстати, об экшене. В «Восхождении Юпитер» по шкале крутости он путешествует от просто хорошего до отменного (да-да, это про полёт по-над Чикаго), причём Ченнинг Татум в нём выглядит как никогда прежде яростным и брутальным и ничуть не постаревшим и не обрюзгшим, как в иных картинах. А всяческие фантастические примочки придают ему (экшену, не Татуму) приятные разнообразие и свежесть. Кто бы мог подумать, что летающие ботинки можно использовать куда интереснее и изобретательнее, чем то делает Тони Старк? А уж до чего здорово смотрятся состоящие из отделяющихся модулей и пересобирающиеся на лету звездолёты…
В общем, как на фильм ни смотри (хоть в контексте творчества двух Вачовски, хоть вне его)
–
всё равно получается замечательный образчик развлекательной приключенческой фантастики, ни больше ни меньше. Да и в каком другом фильме нам покажут гигантские готические космические корабли, нравы древнеримских патрициев, крылатых генномодифицированных человекозверей и чикагскую мойщицу туалетов с мужским именем и русскими корнями, которую не кусают пчёлы? Вдобавок так ловко, чтобы всё названное смотрелось не так, как звучит, а цельно и естественно? Правильно, больше нигде. Вполне себе необычный зрительский опыт.
Исключительная вторичность сеттинга (всего понемножку без
собственных ярких идей) и сама история, больше подходящая для очередного диснеевского
мультфильма про принцессу. В результате по ходу просмотра сложно избавиться
от скуки, а внимание фокусируется лишь во время редких забавных эпизодов вроде
путешествия по аду космической бюрократии.
Особенности местного мироустройства и поступки персонажей даже
не хочется анализировать. А вот что действительно разочаровало, так это экшен.
Раздражающая мультяшность (которая почему-то не бесила даже в «Спиди Гонщике»),
неудачная работа оператора и полная непобедимость персонажа Татума – смотреть,
опять же, совершенно неинтересно.
Вачовски отлично ответили на вопрос, почему в современном
кинематографе так много экранизаций, ремейков и прочих известных вещей. Всё уже
давно придумано. Не надо смешивать чужие идеи в робкой попытке выдать их за
свои.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: