← Все рецензии | О фильме | Видео / 6 | Кадры | Постеры / 3 | Разное | Фанарт |
Возвращение Ридли Скотта к жанру исторических эпиков можно назвать если не попыткой загнать в бутылку расшалившегося джина пеплумов, которому в последнее время не везло с хозяевами то вполне объяснимым желанием вновь оседлать им же пущенную волну и со свистом в ушах пронестись на ней под завистливыми взглядами коллег по цеху. В некотором смысле режиссер оказался пленником собственного гения багаж в виде гладиаторствующего Рассела Кроу всенепременно натрет лобные доли зрителям, категорически отказывающимся расставаться со старым и приветствовать новое и другое.
Более того, предыдущие показательные выступления по прыжкам в темные воды эпиков сопровождались какой никакой, а интригой. Каждый новый соискатель признания аудитории и больших кассовых сборов, даже обладая начальным капиталом уважения, в пучину бултыхался натуральным дилетантом. Выплывет или потонет? Интересно же.
В случае с «Царством небесным» нет, мы не верим в успех Ридли Скотта. Это ведь как с телефонной абонентской платой − верь, не верь, все равно вычтут. Мы знаем, что история будет интересной. Мы знаем, что актеры подобраны грамотно Ридли доведет лицедея до нервного срыва, недельного запоя, а если повезет, то и до «Оскара». Мы знаем безупречность и филигранность динамики, массовых боестолкновений и картинки сведут нас с ума. А чувство стиля Скотта-старшего настолько предано своему обладателю, что не изменит ему ни под каким предлогом.
Говорят, что чрезмерное знание зло, а неведенье порой благодетель. Какой только чепухи не услышишь от людей!
О, боже!
«Царство небесное» больше всех заслужило право величаться эпиком. Отчего так вышло? Достаточно присмотреться к «Трое», «Александру» или тому же «Гладиатору», чтобы увидеть, что в основе фильмов лежат страсти отдельных индивидуумов: армия греков выковыривает из-за неприступных сцен беглянку-жену, царствующий бисексуал мечтает натянуть весь мир, а искрящийся жаждой мести генерал Максимус точит меч на римского императора. Добавьте к вышеописанному соответствующий декор, вставьте парочку массовок и получите готовый пеплум.
Задумка Ридли Скотта такова отступить от индивидуальных драм и перейти к чему-то большему. К вещам, которые порой лучше не трогать к религии, к битвам за святыни, к Крестовым походам.
Естественно, на фоне намечающегося конфликта вероисповеданий судьбы отдельных личностей как-то теряются. И не то что бы мотивация новоиспеченного барона Балиана ушла погулять, а отслеживать сюжетные перипетия стало невмоготу ничего подобного. Просто акцент здесь сделан совсем на другом, да и желания протагониста замолить грехи, обрести дом, покой и без малого построить царство небесное на земле явно не относятся к тем задачам, что решаются кавалерийским наскоком.
Идеальный рыцарь
Романтический недотепа Уилл Тернер с семью килограммами мускулов или, если вам так больше нравится, наивный и молодой Парис на наших глазах превращается в мужчину (какой все-таки большой путь от выпавшего с «Черного ястреба» рядового Блэкбурна до кузнеца-рыцаря Балиана).
Он свободно выкрикивает реплики «Сломим им хребет!» или «Здесь они надорвутся!», и звереет, когда не в меру наглые сарацины водружают знамена на стены еще не покоренного Иерусалима. Спорим на доллар, что образ, который воссоздает Орландо Блум, станет причиной бесконечных кривотолков из серии «Так не бывает!» куда там Айс Кьюбу, на запредельной скорости мчащемуся по железнодорожному полотну на машине без шин. В чужую идеальность, преданности рыцарскому кодексу чести и обещанию, данному отцу на смертном орде, поверить иным людям до того сложно, что проще стать приверженцем теории заговоров и на голубом глазу вещать, что Ридли Скотт снял очередную агитку по заказу правительства США, а знакомый всю жизнь сосед Вася эмиссар марсианских захватчиков.
Окруженный суперзвездами, которые попросту не умеют играть плохо, Орландо и сам звездит во всю мочь, нисколечко не уступая улыбке Дейвида Тьюлиса, глазам Эдварда Нортона, вечной нахмуренности Джереми Айронса и привычному амплуа наставника героев Лайама Нисона. Представить кого-то другого на месте главных действующих лиц не получается, хоть реви в три ручья. И в данном аспекте режиссер не допустил ни осечки, ни прокола.
В осаде
Последним получасом «Царства небесного» Ридли Скотт вгоняет в краску всех режиссеров, связывавшихся со штурмом укрепленных позиций типа «городской населенный пункт, окруженный высокой стеной». Дважды посрамлен Питер Джексон (за Хельмову Пядь и Гондор), а Вольфганг Петерсон убит предупредительным выстрелом в голову ведь ни один грек так и не перекинул булдыган через стены Трои.
Осада по-скоттовски это компьютерные эффекты, которые просят не обращать на себя внимания, это максимум правдоподобности в мясорубке (отсутствие летающих назгулов вносит свою лепту), разворачивающейся на большом экране. Против армады сарацинов, стали, камней и десанта на осадных машинах у защищающих Иерусалим рыцарей есть верное средство огонь. Атакующие, взбрызнутые чем-то маслянистым и легковоспламеняющимся, горят факелами, кричат, падают вниз и уже не встают.
В красках описывать устраиваемый в кадре беспредел всем встречным поперечным вот занятие, которое займет нас на ближайшую неделю. И это в лучшем случае режиссер проявляет прямо-таки гипертрофированное внимание к деталям. Мистер Скотт намеренно не показывает нам битву армий Гийона и Саладина, но тотчас же шокирует зрелищем кружащего над полем брани воронья, которое вот-вот закатит пир горой. Иные режиссеры не могут добиться нужного эффекта долгими батальными съемками (нет, Питер, это уже не про тебя), а этому хватает и нескольких секунд.
Чем надо смотреть «Царство небесное», чтобы этих секунд хватало и вам? Улыбающийся госпитальер подскажет сердцем и головой.
Поклонники "Трои" будут разочарованы - в "Царстве небесном" нет истории вечной любви. Фанаты "Гладиатора" расстроятся еще сильнее - Балиан не одержим жаждой мести и не расправляется со своим заклятым врагом в неравном поединке на подступах к Иерусалиму. Любители "Александра" взгрустнут - здесь и не пахнет слонами, а протагонист не идет войной на весь мир.
Но те, кто любит красивое, умное и искреннее кино, встретят "Царство небесное" с распростертыми объятиями. Здесь донельзя спокойный главный герой вдруг превращается в берсеркера, когда на стенах охраняемого им города вдруг появляется чужой флаг, здесь осаждающая сторона обливает водой своих воинов, штурмующих стены, чтобы хуже горели, а на вопрос: "Вы думаете, что став рыцарями, они будут сражаться лучше?", протагонист, презрев долгие объяснения, дает лаконичный ответ: "Да". Наконец, здесь зрителю не разжевывают каждое событие, предоставляя возможность хоть немного напрячь мозги, а съемки красивы и порой эффектны до умопомрачения.
Ридли Скотт сделал еще один замечательный фильм, и плох будет тот, кто скажет, что это всего лишь очередной "Гладиатор". Ничего подобного, господа - это "Царство небесное".
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: