Когда в городском зоопарке посетители подходят к вольеру с надписью «Лев», они вглядываются в каждый уголок, пока не найдут этого хищника, спрятавшегося за каким-нибудь декоративным объектом. Полчаса простоят, час простоят, но всё без толку — златогривый царь зверей так и не показывается публике, которая уже с расстроенным выражением лица начинает потихоньку расходиться. Но вдруг зрителям становится видно какое-то нечёткое движение — правда, животное не ходит на массивных четырёх лапах, а почему-то скрюченно передвигается всего лишь на двух. Да и на представителя дикой фауны данный экземпляр не похож — скорее это только что проснувшийся после длительного запоя уборщик вольера, звать которого просто Лёва, а табличку с его именем ради злой шутки повесила местная детвора.
С драматической лентой режиссёра Гарта Дэвиса произошёл подобный глуповатый конфуз. «Львом» она называется не из-за того что это какое-то тотемное существо главного героя и не из-за того что он родился в период с 23 июля по 21 августа. Нет. «Лев» — это просто-напросто его имя, которое Сару Бриерли неправильно произносил с самого детства. Верное прочтение на языке хинди — «Шеру», но откуда это мог знать малообразованный мальчишка из нищей южноазиатской семьи, который носился по вонючим задворкам и антисанитарным рынкам, чтобы заработать хоть какую-то копеечку (точнее, местную пайсу) у сварливых продавцов?
«Я могу поднять всё что угодно», — хвалился маленький Сару перед потенциальными работодателями, для которых он таскал от лавки к лавке тяжеленные арбузы и другие увесистые товары. Возможно, такая безграничная духовная сила, которая фантомом проявлялась у него за спиной и показывала свой призрачный свирепый оскал, и помогла потерявшемуся в нежном возрасте Сару пережить полное приключений путешествие с одного континента на другой — а потом обратно, о чём рассказывает автобиографическая книга «Долгая дорога домой» за авторством Сару Бриерли.
Вот только знал бы этот чуточку задержавшийся литератор о том, что большинство жизнеутверждающих историй индийских отщепенцев, вырвавшихся из трущоб на междугородних поездах, похожи друг на друга так же, как все роли актёра Дева Пателя! Ну суждено было британцу Пателю иметь в своей родословной коренных индийцев, которые и наградили пра-пра-правнука таким смуглым цветом кожи. А ведь у продюсеров Голливуда то ещё расистское мышление: видят парня, похожего на Раджа Капура, — сразу предлагают образ стереотипного индийца, который носит изгвазданную безразмерную рубашку и без ума от острых специй и джалеби. Потому и Джамаль Малик из «Миллионера из трущоб», и Сару Бриерли — обе роли достались Пателю исключительно за его характерную внешность.
«Льва» недаром зовут новым «Миллионером из трущоб»: один и тот же ведущий актёр, одна и та же предначертанная оптимистичная история, один и тот же социальный подтекст — после которого, правда, создатели оскароносного фильма не требовали никаких пожертвований на официальном сайте. Постановщику Дэнни Бойлу было важно обратить внимание на защиту беспризорных детей привычным для себя способом — художественно пересказав на экране изданный в 2005 году первоисточник и ткнув носом всевозможные благотворительные организации в показанную в каждом кадре проблему. А вот «Лев» не прочь материально поживиться за счёт ложно вдохновившихся зрителей, и организаторы-филантропы уже собрали 250 тысяч долларов, запостив доблестный хэштег LionHearts, — ещё не миллионеры из трущоб, зато четверть миллиона у бедных индийских детишек уже в кармане.
Правда, пока не понятно, кто под финал мирового проката будет устраивать классические зажигательные пляски в индийском стиле: обретшие новую семью и новый дом спасённые малыши или радостные миротворческие фонды и международные центры, которые благодаря такому партнёрскому содружеству неплохо пропиарили свою благие намерения? Хотя если попытаться не обращать внимания на такую отъявленную пропаганду безвозмездной поддержки, то понимаешь, что лучшее рекламное место в киноленте застолбил для себя проект Google Earth. Теперь не нужно скромненько на задних рядах телепрограммы «Жди меня» держать фотографию исчезнувшего человека: собственноручно устанавливаешь программу, подгружаешь необходимые слои и на предполагаемых локациях идентифицируешь пропавшего — что-то из области фантастики.
На предстоящем «Оскаре» «Льву» досталось шесть смирительных номинаций, и каким же будет удивление общественности, когда это загнанное в тупик зверьё вдруг всё-таки отхватит у выдрессированных членов Академии хотя бы одну золотую награду. Но почётные кинодеятели должны понимать, что проделанная Гартом Дэвисом работа — это не акт творчества, который можно как-то критиковать, да и просто оценивать по имеющимся критериям. Как необязательный коммерческий ролик на каком-нибудь форуме в поддержку бездомных детей — пойдёт; но как самостоятельное полнометражное произведение, несущее в себе мало-мальски значимые ценности, — увы и ах.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: