← Все рецензии | О фильме | Видео / 2 | Кадры / 2 | Постеры / 3 | Разное | Фанарт |
Тьма кинозала, тьма дороги. Но даже в самую чёрную ночь транспортные артерии освещаются огнями – множеством фонарей и фар. За каждым комплектом фар – отдельный замкнутый мирок с водителем, его мыслями, целями, переживаниями. Заглянем в салон во-о-он того сдержанно-основательного авто.
Там сидит такой же сдержанно-основательный рулевой: Айван Лок – надёжный прораб, любящий семьянин, его репутация основана на ответственности и честности. «Мужик сказал – мужик сделал» – в его случае это не пустой звук, а фактически кредо. Весь фильм Лок проводит в дороге, оставаясь единственным показанным героем. Что, пока описание не тянет на увлекательный сюжет? Однако режиссёру-сценаристу Стивену Найту и исполняющему роль титульного персонажа Тому Харди удалось замесить крепкий кинематографический раствор, который быстро схватывает и прочно удерживает зрительское внимание. Телефон Лока разрывается от звонков, да и самого героя рвут на части: шеф требует, чтобы он доделывал многомиллионный проект – завтра утром должна состояться крупнейшая в Европе (не считая ядерных и военных объектов) заливка фундамента; жена с двумя юными сыновьями ждут, что он приедет домой и они вместе посмотрят футбольный матч, надев болельщицкие майки и жуя хот-доги. А Лок не остался на стройке и не поехал домой – он отправился к женщине, которая прямо сейчас, на два месяца раньше срока, рожает его ребёнка.
По сути, они друг другу никто. Бетан – сорокатрёхлетняя не блещущая красотой духовно богатая дева, она увлекается культурой (шутит насчёт пьесы «В ожидании Годо» – но работяга Лок не улавливает каламбура), она серьёзная, правильная и очень-очень одинокая – нет ни родни, ни друзей, и некому приехать в роддом, кроме чужого мужа, с которым она провела одну-единственную ночь. Лок честно говорит ей, что совсем её не знает и потому неспособен ни ненавидеть её, ни любить. Но Бетан ждёт ребёнка как свою последнюю надежду на счастье и ждёт Лока.
Казалось бы: можно приехать попозже, или притвориться перед начальством больным, или вовсе проигнорировать случайную любовницу с незапланированным отпрыском. Не рисковать работой и семейным счастьем. Тем не менее, Айван Лок делает выбор между лёгким и правильным – и отправляется в путь.
В последнее время экран заполонили супергерои, супершпионы и прочие суперы, поигрывающие лоснящимися бицепсами, палящие из небывалого оружия, рядящиеся в спецкостюмы, спасающие миры или, как минимум, очередной американский мегаполис. Однако мужчину делают мужчиной не маска, гаджеты или испускание чего-либо необычного из какого-нибудь неординарного места. И даже не то, благодаря чему появляются дети. Айван Лок вызывает симпатию не масштабом своих ошибок и проблем (и те, и другие довольно обыденны), не титаническими подвигами (он лишь делает то, что считает верным), а внутренним стержнем. Ему трудно, он цепляется за составленный список и поступает «от противного» по сравнению с собственным отцом, у него трещит хребет под грузом разрастающихся бед, но он не опускает руки.
Бывают такие дни, когда неудачник-футболист, которого сам Лок вечно обзывал «ослом», внезапно для всех становится триумфатором матча. От него ожидали, что он сломается на ком-то из защитников, или отдаст пас сокоманднику, или промажет – а он выполняет всё от начала до конца и побеждает.
Бывают такие дни, когда успешный управленец с налаженной жизнью тоже берётся сделать всё сам от и до. Однако его наоборот преследуют неудачи, словно перед его автомобилем пробежала целая стая чёрных кошек, на ходу разбивая зеркала и погромыхивая пустыми вёдрами. Легко продолжать дело, в котором ты преуспеваешь и находишь поддержку. Трудно не сдаться, когда всё против тебя.
Удивительно, какое воздействие на ребёнка оказывают родители. Даже если отсутствуют. Ведь отсутствие – это тоже воздействие… Отец Лока сбежал до его рождения, а вернулся, потрёпанный и никудышный, когда сыну было уже двадцать три года. Лок вылепил себя антиподом отца и дал слово, что, в отличие от него, обязательно доедет туда, где его кто-то ждёт.
Означенная принципиальность всеохватна. Она фундамент Лока. Почему он не сказался больным? Потому что не болен. Почему не послал к чёрту работу, несмотря на конфликт с начальником, значащимся в его телефонной книжке как «Сволочь»? Потому что взял на себя обязательства по проекту. Почему не отбрехался от Бетан и жены? Потому что, как сам Лок говорит, это его решение и он его принял. И выбора больше нет.
Многие при виде фамилии протагониста сравнивают его с философом-эмпириком Джоном Локком. Однако интереснее остановиться на его имени – Ivan – нетипичном для британца. Оно созвучно термину iwan (то бишь айван), в архитектуре обозначающему сводчатое помещение, обнесённое стеной с трёх сторон и открытое с четвёртой стороны. А что? Похоже: жена Катрина, подчинённый Долан и шеф Гарэт с трёх сторон, а Бетан – с четвёртой.
Связь между Локом и его профессией вообще тесна. Он оставляет на полу строительную пыль и затвердевающие следы цемента. Наизусть помнит не стихотворения, а метражи, этажность, промышленные рецепты. Среди его знакомых не театралы, а гастарбайтеры. Он не Железный Человек, а железобетонный, однако это не мешает ему проявлять мужество – почти никем не замеченное и не оценённое, хотя оттого не менее важное.
Дебютный фильм режиссёра Стивена Найта – «Эффект колибри» с Джейсоном Стэтхэмом в главной роли – вышел в прокат год назад и был встречен прохладно. Второй фильм – «Лок» – принят зрителями и критиками с энтузиазмом. Да, он показывает лишь полтора часа из жизни одного человека. Но этого достаточно, когда человек настоящий.
Комментарии
Мне кажется рецензия не об этом фильме!!! Юля мне кажется не права, но это моё мнение! Это фантастика от которой у меня по коже мурашки, как от ванильных небес с томом крузом. Жалко, что таких фильмов очень и очень мало!!!!