Реклама
   
   
Второй сезон сериала «„Монарх“: Наследие монстров» начали снимать В The First Descendant добавят физику груди и собак-напарников Триллер «Замри» от Сэма Рэйми стал лидером по просмотрам на Netflix Создатель «Игры престолов» рассказал, что не так со вторым сезоном «Дома Дракона» Забрызганный кровищей Боб Оденкёрк на первом кадре экшена «Никто 2»

Манчестер у моря

Manchester by the Sea

Жизнь после смерти

Даже умерев, можно преподносить живым сюрпризы. Для этого не обязательно быть ведьмой или проклятым верховным жрецом — достаточно написать неожиданное завещание, взвалив на дорогого тебе человека нелёгкую ношу, хотя у него и так трещит хребет от тяжести камня на душе. Но вот парадокс: от новой ноши может в итоге стать легче.

«Манчестер у моря» погружает зрителей в глубины драмы постепенно: сначала протагонист Ли Чендлер кажется просто хмурым парнем с трудной и неблагодарной работой; потом раздаётся звонок из больницы… На медицинском учреждении иные киноленты и остановились бы, этого уже хватило бы для сильной эмоции. Однако «Манчестер» идёт не по типичному маршруту «Болезнь, болезнь, болезнь, смерть-кладбище-титры», он расставляет акценты иначе. Больничная часть обрушивается на голову внезапно и оканчивается быстро, словно майская гроза; она показывает, что человек «внезапно смертен» даже тогда, когда исход давно и точно предсказан врачами. Близкие могут знать, морально готовиться — и всё равно оказаться в полной растерянности: что делать, куда обращаться? Вот эти вопросы «жизни после смерти» фильм и исследует. Реалистично показывая тех, кто с ними столкнулся. Вспоминание усопшего, приправленное шутками про акул и «Стартрек», обсуждение во время завтрака перевозки трупа — звучит чуть ли не кощунственно, да? С другой стороны, а как иначе? Надо ведь организовывать похоронные дела и при этом продолжать жить. В отсутствии любви к покойному Джо Чендлеру ни его брата Ли, ни сына Патрика, ни друзей и знакомых не заподозришь. Другое дело, что члены семьи Чендлеров привыкли держать всё в себе — пока стресс не прорывается панической атакой при виде замороженной курицы или изрезанной о разбитое окно рукой. Плакальщиц в числе персонажей не замечено; ну а что Джо вспоминают с улыбкой — опять же, как иначе, если он, добрый и любящий пошутить, оставил по себе светлые воспоминания?

Ли и Патрик оказываются в одной лодке, редко видевшиеся дядя и взрослый племянник стараются ужиться друг с другом. На подтанцовке этой темы выступают спортивно-музыкально-амурные дела Патрика, не исчезнувшие чувства Ли к его бывшей жене Рэнди, прорезавшаяся спустя много лет мать Патрика, конфликт из-за принадлежавшего Джо корабля. Здесь иные киноленты опять-таки сделали бы привал, пыхтя от напряжения в попытках не уронить ни одну из многочисленных линий и не довести их до состояния клубка, который полчаса гоняла по всей комнате гиперактивная кошка. А «Манчестер» мало того что развивает их все, так ещё и продолжает погружаться глубже — в драму и прошлое. Фильм полон флэшбэков (и порой даже сложно сразу сориентироваться во времени и персонажных взаимосвязях — ведь тут действуют и упоминаются десятки людей), и один такой флэшбэк показывает причину, по которой Ли когда-то бежал из Манчестер-бай-Си и стал вести скорее не жизнь, а существование: трудиться на-все-руки-мастером за минимальную плату и полуподвальную комнатушку, ни с кем не сближаться, ограничивать лексикон дежурными фразами и «фак ю».

К слову, разнообразных «фак ю» здесь наберётся на целый обсценный вагон. Но если когда-то в прошлом они были окрашены дружеским подначиванием или даже супружеской нежностью, то в настоящем времени и для Ли, и для Патрика являются способом выпустить пар и предотвратить сование чужого носа в их дела.

Несмотря на многослойность драмы, «Манчестер у моря» не превращается в слёзодавилку — напротив, он похож на небо, отмытое грозой. Мрачные тучи ещё не ушли далеко, всюду лужи — но в этих лужах отражается выглянувшее солнце, и становится легче дышать. Несмотря на весь ужас в прошлом Ли, фильм не пережимает с драмой (хотя классическая музыка на фоне трагедии может показаться спорным решением), нередко даже вставляет шутки. А в целом это незатейливая житейская история обычных людей — сильная в своей простоте.

Простота уживается с насыщенностью. Обильные мелкие детали дополняют общую картину: например, у рослого, крутящего романы и старающегося держаться как обычно Патрика на полке над кроватью сидит игрушечная обезьяна, привет от не совсем ещё ушедшего детства. Ли бережно возит с собой фотографии. Корабль назван в честь покойной матери Джо и Ли. Любая мелочь может оказаться весомой — а порой даже разрушить жизнь человека.

Шекспировские страсти лицедеям не завезли, но заурядность событий и сдержанность персонажей для актёров не помеха — особенно хорош Кейси Аффлек, заслуженно добывший «Оскар» за роль Ли Чендлера. У Джо Чендлера сердце не выдержало вполне буквально, а Ли — человек, у которого грудная клетка наполнена осколками в фигуральном смысле. Но от того не менее болезненном.

Недавний «Голос монстра» рассказывал о том, что до смерти. «Манчестер у моря» — о том, что после. В чём-то то же самое: замкнутость, стрессовая агрессия (вплоть до ввязывания в драки), обвинения себя. Однако как тонкие ростки травы способны вспучить и разворотить асфальт, так и жизнь продолжается даже на пепелище. И после зимы вновь оживают природа и люди.

   
   
Обсуждение рецензии
13 комментариев
Поделиться:
Юлия Лялина
25 марта 2017

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
83%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 647: «Мегалополис», «Огниво», «Шоу субботним вечером», вторая «Догма», подстава от Рэйчел Зеглер
 
5ЕВА
 
 
1Телеовощи – 575: Медовуха из мёда
 
0Ноль кадров в секунду – 553: Неделя обновлений
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 646: «Граф Монте-Кристо», бразильский Comic Con, «Беляковы в отпуске», «Моя старая задница»
 
6ЕВА – 607: Китайский Disney
 
8Телеовощи – 574: Первый контакт отменяется
 
4Ноль кадров в секунду – 552: Семья в космосе
 
24Лазер-шоу «Три дебила» – 645: «Джокер: Безумие на двоих», «Веном 3», «Ужасающий», анонс «Джуманджи 3», бухтящий Тарантино
 
6ЕВА – 606: Что делать с миллионами
Ещё

Новые комментарии