Метагалактический мегакинопортал
Наш ответ «Игре престолов» — первый тизер и фото со съёмок фэнтези-эпика «Этерна» по романам Веры Камши Netflix объявил войну порносайтам за использование сцен секса из «Бриджертонов» Приквел «Властелина колец» обзавёлся официальным синопсисом Netflix объявил войну порносайтам за использование сцен секса из «Бриджертонов» «Рыбка Поньо на утёсе» и «Небесный замок Лапута» Хаяо Миядзаки выйдут в российский кинопрокат

Марсианин

The Martian

Цена человека
Марс — космическая примадонна. Ни одной земной «звезде» не снилось такое внимание общественности. Красной планете посвящаются книги и дудлы; папарацци типа «Кьюриосити» фотографируют каждую её складку местности, до какой дотянутся. Инфоповодов она даёт с лихвой (сенсация, на Марсе обнаружены рукотворные каналы! …упс, ошибочка вышла. На Марсе есть жизнь! Или нет. А в конце сентября подтвердилось-таки наличие там жидкой воды). Даже популярных соседей по системе — условно-планету Плутон и «утреннюю звезду» Венеру — может кольнуть зависть. Тем более что сейчас нахальный Марс опять растолкал всех локтями и оказался в центре внимания: с сайтов, постеров, автобусов — отовсюду! — проникновенно глядит Мэтт Дэймон. Напоминает рекламу Фонда дикой природы: «Помогите спасти марсианских уотни, их осталось всего… один».

«Один, совсем один» — космический пират может присвоить себе названную цитату так же, как присвоил многомиллионное имущество NASA. Заслужил. Пора вводить новую единицу — MW, она отлично подойдёт для измерения одиночества. И выглядит ничего так, синусоидально. Как и вся маркиада (по аналогии с робинзонадой): надежда и отчаяние, удачи и смертельные опасности чередуются так, что от постоянных рывков вверх-вниз начинает укачивать. Справедливости ради, авторы фильма взяли пример с персонажей-учёных, отчекрыжили от исходника всё, что было не приколочено, и заклеили изолентой всё, что продырявилось. Это помогло сгладить изначальную турбулентность — однако не полностью.

Вдобавок из-за нетранспортабельности по пути из текста на экран потерялись пара баллонов с научными выкладками, моток юморных вставок и контейнер ужасов (многие природные подлянки, казус с отбойным молотком, перспективы экипажа в случае китайской неудачи). Взамен приплюсовались пафосность, искупительность, полёт «Железного человека» и его неоднократный стриптиз (ну, надо ж было показать изменения тела). Бонусом сместились акценты в противостоянии директора NASA и директора управления полётами.

Кстати, о Поднебесной и акцентах. В книге Китай шёл на равных — без марсианских миссий, зато с собственным уникальным проектом. В фильме его сделали отстающим — ЦУП неказистый, методы устаревшие. Чудом обошлось без перфокарт и «Стой, кто идёт?!» Отчего по заснеженным улицам этой холодной коммунистической страны не проскакала пара-тройка бамбуковых медведей с байцзю и пипами наперевес? Недоработка.

Как обстоят дела с освещением актуальной страны-лидера по количеству запусков ракет-носителей? Никак — она оставлена в потёмках. Впрочем, лучше уж полное замалчивание, нежели фортель первоисточника: [тлен и безысходность, герой готовится к путешествию на чёрт-те чём] «Корабль Юрия Гагарина был намного надёжней и безопасней моего. А советские корабли — известные смертельные ловушки». Это было единственным упоминанием советско-российской космической отрасли в романе. Что ж, ответ на подобные фортели давно имеется: кому не нравятся «Союзы», те пусть стартуют с батутов. Эх, а жаль всё-таки, что советские лунные учёные и Паши Чеховы в зарубежной НФ переставлены на дальнюю полку с подписью «Ретро».

О ретро в контексте «Марсианина» можно рассуждать сразу с нескольких сторон. Например, со стороны аудио: «АББА» и Глория Гейнор — украшение саундтрека (хотя Марк Уотни может не согласиться — ему, в отличие от Питера Куилла, слушать ретро-песни приходилось на безрыбье, а не по сердечной склонности). Или со стороны эмоциональности жанра: блокбастер пыхтит, стараясь выжать побольше драмы, но ветераны уложат этого верзилу на обе лопатки, даже если против него выйдет боец в «весе пера» — достаточно вспомнить короткие рассказы Станислава Лема (где перфокарты с другими «динозаврами» как раз присутствуют), в том же «Ананке» марсианская драма сильнее, ей и анахронизмы не помеха.

На фоне старших родственников новинку лучше не ставить — затеряется. «Марсианин» собрал яркую плеяду талантливых людей, но в его оправе те выглядят тускловато. Проект подкупает незаурядностью сеттинга, научностью, мотивированием, юмором. Огорчает персонажами. Они схематичны, даже шутят схоже, у них недопрописаны индивидуальности и детали. Пропускать все образы через себя и при этом делать их разными — трудная задача. Автор первоисточника Энди Уир — программист, «Марсианин» является его дебютом (более ранние опыты имелись, но Уир сам их забраковал, на суд публики не выносил). Оно и видно. Литературные агенты тоже заметили — и отфутболили зарождающийся роман. Однако тот оказался таким же везучим неудачником, как его протагонист: Уир несколько лет выкладывал главы на своём сайте бесплатно по мере написания, рыл носом матчать — и в результате получился мировой бестселлер, экранизированный аж целым Ридли Скоттом, Который Смог.

На сей бравурной ноте можно было бы закончить. Но не-е-ет. Неохота брать пример с фильма. А ну-ка, НФ-родственнички, подойдите! Запечатлим и вас. Самая напрашивающаяся параллель — с «Интерстелларом», тем более что оттуда сюда перекочевали аж двое актёров и ряд ситуаций. Однако по эмоциональному накалу, амплитуде низких и высоких чувств, ставкам и фантастичности тот уделывает «Марсианина» всухую. Про космоповседневность подробнее рассказали японские «Странники» и «Космические братья»; а японские же «Терраформеры» постарались раскрыть тему марсианского хоррора. С романтической стороны, как близкая и одновременно далёкая грёза, четвёртая планета от Солнца представлена, скажем, в книге «Принцесса Марса» и песне «На Марсе будут яблони цвести».

У Марка Уотни яблони не цвели — за них отдувалась картошка (к слову, если одиночество можно измерять в MW, то надежду — в картофелинах). С романтикой космоса вообще не сложилось: герой регулярно обвинял Красную планету в попытках его убить, а она, как истинная примадонна, творила всё что заблагорассудится без оглядки на всяких там. Жуть ограничилась психологическим напряжением, рядом форс-мажоров и операцией Уотни на самом себе, не мелькнуло ни единого — даже самого завалящего! — таракана-убийцы!.. Ладно, боевые насекомые — это шутка, их логово в других канонах; но от книжных перспектив людоедства и прочего саспенса правда осталось не шибко многое.

Что ж, «Марсианин» не претендовал на широту охвата, он выбрал свой маленький участок и преуспел в его возделывании. Рассказал о социально-гуманистической проблеме в фантастическом антураже. Одна человеческая жизнь обошлась в сотни миллионов долларов и миллиарды нервных клеток (судьба зонда для «Тайян Шень» и разрушенные мечты его создателей — вот где драма удалась!). Главная — и под финал слегка набивающая оскомину — мораль истории заключается в том, что оно того стоило. Марк Уотни — персонаж-символ, олицетворение принципов «Твоя жизнь — в твоих руках» и «Мы своих не бросаем!» Хоть сейчас на агитку.

Если же кому-то захочется не возвышенного межпланетного героизма, а околоземной рутины, то через считанные часы — завтра днём — на Фестивале науки состоится телемост с МКС, вход свободный. Блокбастерности там нет — зато есть настоящие космонавты в настоящей невесомости. Не символы, а люди, которые тихо и по крупицам приближают будущее в реальности.
Обсуждение рецензии
199 комментариев
Поделиться:
Юлия Лялина
9 октября 2015

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
84%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Выйдут в январе

 
28 Чт20:00Телеовощи (трансляция для спонсоров)

Ссылка на трансляцию доступна только спонсорам. Вы можете стать одним из них, поддержав нас на «Патреоне».

31 Вс18:00Ноль кадров в секунду (трансляция для спонсоров)

Выйдут в феврале

1 Пн20:00Лазер-шоу «Три дебила» (трансляция)
2 Вт20:00ЕВА (трансляция)
 
4 Чт20:00Телеовощи (трансляция для спонсоров)

Ссылка на трансляцию доступна только спонсорам. Вы можете стать одним из них, поддержав нас на «Патреоне».

Новые выпуски подкастов

 
0ЕВА
 
 
2Телеовощи – 376: Хорошее название для рок-группы
 
8Лазер-шоу «Три дебила» – 446: «Реальные пацаны против зомби» и «Смертельная зона»
 
0Ноль кадров в секунду
 
 
6Телеовощи – 375: Опасное словосочетание
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме

Новые комментарии