Когда в 2015 году Sicario вышел в прокат, вдобавок под не слишком впечатляющим российским названием «Убийца», никто даже представить себе не мог, что фильм от тогда ещё не слишком популярного Дени Вильнёва с такой разнобойной фильмографией (артхаусный «Водоворот», тарантиновско-вансентовский «Политех» и трагедийный «Пожары») сумеет так мощно взять зрителей и критиков за жабры. Но он сумел, и предприимчивые продюсеры, нашедшие золотую жилу в тандеме бесцеремонного солдафона в исполнении Джоша Бролина и загадочного наёмника в лице Бенисио дель Торо, задумали снять сиквел. И заканчивается «Убийца 2» так, что после него можно хоть новый франчайз делать. К счастью или к сожалению, шансы на триквел есть. Ибо «Солдат» (подзаголовок оригинального названия фильма) получился как минимум очень хорошим.
На этот раз мексиканские наркокартели переправляют через границу США не наркотики, а террористов-смертников. Начинается фильм с по-настоящему жуткой сцены, в которой четыре «груза» взрывают себя в американском супермаркете прямо на глазах у ошеломлённых зрителей (и посетителей магазина). В принципе, эта сцена — отличный фильтр для аудитории, как трупы в стенах в первом фильме: если вы не готовы к такому, то покиньте кинозал, дальше будет только жёстче. В ответ на подобные непотребства американское правительство тайно нанимает Мэтта Грейвера (а он, в свою очередь, призывает Алехандро Гиллика), чтобы устроить войну между наркокартелями, ибо «когда волки грызутся стаями, меньше стрелять приходится».
Надо отметить, что Sicario изначально был фильмом вполне самостоятельным, не требовавшим сиквела или ещё чего-то и даже не намекавшим на продолжение банкета. Так что перед сценаристом обоих фильмов Тейлором Шериданом и режиссёром Стефано Соллимой, снявшим в Италии близкий по настроению сериал «Гоморра», стояла непростая задача — рассказать новую историю, сохранив мрачное обаяние старой. Ведь о чём, по сути, был первый фильм, да и вообще сценарии Шеридана? О том, как человек подходит к грани, за которой мораль уступает первобытным правилам «кто сильнее, того и тапки», и о том, сохраняет ли он в себе человечность в таких бесчеловечных условиях. В первом «Убийце» оплотом света была героиня Эмили Блант — в сиквеле её убрали за ненадобностью. Потому что в новом фильме человечность становится помехой в войне чудовищ.
Прелесть сиквела именно в том, что он раскрывает своих основных героев — Мэтта и Алехандро — ещё сильнее и заставляет проникнуться симпатией к этим откровенно неприятным людям, которые похожи на типичных голливудских героев так же, как Сарик Андреасян на хорошего режиссёра. «Убийца 2» — своеобразный антигимн насилию и войне, несмотря на то что насилия и войны в нём очень много. Ладно скроенный сценарий Шеридана раскрывает всю суть закулисного противостояния американских спецслужб мексиканским злыдням, причём делает это при помощи метких деталей, которые словно пуля в лоб — бьют безотказно.
Мэтт и Алехандро поначалу показаны такими крутыми, прям всё у них получается: и похитить нужного человека, и договориться с нужным человеком, и попасть на приём к нужному человеку — кажется, будто сейчас они развяжут войну между картелями, уедут на Багамы потягивать коктейли в окружении красоток, и на этом будет хэппи-энд. Но потом, разумеется, что-то идёт не по плану — и вот жестокий мир спецслужб ставит героев в патовую ситуацию, выбраться из которой можно, лишь потеряв в себе частицу человеческого. Для зрителей это и становится главной интригой — переступит ли кто-либо из героев планку, которая уже преступалась не раз (мы же помним, что они либо бездушные сволочи, либо хладнокровные убийцы), или всё-таки останется человеком. И в данном напряжении, борьбе дьявольского и светлого начал в месте, которое уже давно стало земным филиалом ада, и заключается основная прелесть фильма.
К сожалению, без дёгтя не обошлось и в этой бочке мёда: первая половина фильма слегка провисает на фоне образцового напряжённого триллера во второй. Да и в целом, конечно, ощущается нехватка за камерой Роджера Дикинса, который ответственен как минимум за половину успеха первой части: если в оригинале некоторые кадры можно было спутать с документальной хроникой, то сиквел поставлен очень грамотно, но как-то слишком формально. Плюс как бы это ни звучало, некоторых героев всё-таки стоило бы убить — в жестоком мире «Убийцы» некоторые «внезапные спасения в последнюю минуту» смотрятся неуместно. Ну и заявка на триквел сделана ну очень жирно — того и гляди получим кроссовер нового криминального франчайза с «Мстителями», где Мэтт окажется Таносом, а Алехандро — Коллекционером. Шутка, разумеется, но ощущения от концовки примерно такие.
Тем не менее, «Убийца 2. Против всех», который изначально не казался не то что хорошим, но вообще нужным фильмом, обернулся вполне уместным, а местами — просто отличным. Это всё та же мрачная атмосфера пустыни, в которой под песком покоятся людские скелеты, всё те же грязные игры спецслужб, для которых нет неуместных способов достижения своей цели, всё те же тяжеловесные перестрелки, всё тот же жестокий и беспринципный Мэтт Грейвер и всё тот же загадочный и хладнокровный Алехандро Гиллик. Всё тот же Sicario. Только со своим лицом, которым фильм не ударяет в грязь, — честь первого фильма не запятнана.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: