Нити сходятся в запутанный клубок.
Зато вернулся сюжет в привычном понимании: Ромдо, старые добрые (хоть и заметно одуревшие от происходящего) персонажи, страшные тайны правительства. Словом, всё как у порядочного киберпанка, а не безумного роуд-муви по чужим фантазиям. Хотя…
Хотя страшная тайна города, состоящая в том, что главный герой его создал, а потом сказал: «Я устал, я ухожу» – и пошёл гулять по пустоши в надежде, что хоть где-нибудь его полюбят, чем поставил всех своих подопечных в неловкое положение… В общем, это не то чтобы типичная развязка сюжета, начинавшегося с заговоров и молчания властей.
Пусть власти и сыграли в происходящем большую роль. Лишившись
гаранта Создателя, они решили не ждать милостей от природы и завели себе другого прокси, более покладистого, утащив из соседнего города и для надёжности привязав; после чего в обеспроксенном Моске началась эпидемия cogito (похоже, именно после потери городом «Бога» и reason d'etre роботы начинают искать свой собственный… кстати, делают это они гораздо охотнее, чем люди, которые предпочитают цепляться за старую жизнь и копаться в несуществующих бумажках, – и кто после этого хомо и сапиенс?), и из Моске в Ромдо потянулись иммигранты, внеся социальное неравенство в хрупкую экосистему города, что и стало началом его конца. Теперь люди бегут
из Ромдо. Есть в этом некая… справедливость, что ли.
–
Я освободился от своего смысла жизни. Я хочу знать, почему я – это я… («Заражённый» робот)
Но хватит пересказывать уже не раз предсказанное. Да, многие предположения подтвердились, причём самими правителями города, к которым наконец-то вернулся их блудный создатель. Вернулся и узнал, что сотворённое им общество не способно к самостоятельной жизни, как сорокалетний маменькин сынок не способен сам найти работу, жениться и решить, надевать ли сегодня шапку.
Ладно бы дело было в воспроизводстве (без детей и правда социумы недолго обычно живут). Но им подавай смысл жизни, причём заверенный лично «Богом»: зачем ты нас создал, а? Да какая разница, радуйтесь, что создатель потерял к вам интерес и можно делать что угодно, а не реализовывать его представления об идеальном обществе! Но нет: не стало авторейвов, транслировавших гражданам эти самые представления об обществе и регламентировавших их жизнь, – и всё, апокалипсис. Причём не из-за того, что роботы сошли с ума и бросились убивать человеков, – ну нет же, в большинстве своём они просто начинают жить по-своему и пытаются стать людьми (прямо как их автор). За исключением разве что правителей-статуй, которые теперь пристают к Эрго с тем самым вопросом и сами найти на него ответ не в состоянии… хм, а это объясняет, почему они всю дорогу не могли принять ни одного решения о судьбе города. Их бы кто cogito заразил, что ли…
–
«Представьте себе, что вы усаживаетесь в кресло перед экраном и вам показывают жутко кровавый фильм про то, как вам делают операцию, которая спасла вам жизнь. Без которой вы были бы не вы. Но вы этого не помните. Или всё-таки помните? Понимаем ли мы, какие события делают из нас то, что мы есть? Дано ли нам понять, в силу каких побудительных причин мы делаем то, что делаем?» (Дуглас Коупленд, «Планета шампуня»)
Лирическое отступление: это уже вторая серия «Эрго Прокси», названная в честь романа Дугласа Коупленда, который я, конечно же, не читала (но сайт ergoproxysum просвещает!). Насколько я поняла, книга – об обществе потребления, зависимости людей от вещей и бессмысленности бытия. Будто про Ромдо писалось, да.
Неудивительно, что творец в своём творении разочаровался. Причём разочаровался, похоже, уже давно: бывший начальник Винсента рассказал, что тот, ещё работая в городе и не помня себя, очень не любил авторейвов и считал, что люди слишком на них полагаются. Что тут сказать: прав был. Не перенесли люди потери столь полезных девайсов («Антураж, ты всегда думаешь (за) о нас», – а я ещё говорила, что роботы от людей зависят… Да тут все друг на дружку повязаны!) и вместо того, чтобы отпустить, обвинили во всех грехах и начали расстреливать. Вообще, вся эта войнушка с авторейвами напоминает происходившее в восьмой-девятой сериях в Харосе и, пожалуй, не менее бессмысленна. Как про тех людей говорил их прокси? «Я дал им для осмысленности жизни врагов»? Как-то так и тут, да.
Причём начался самый жар, по словам всё того же начальника иммигрантов с лицом дяди Адольфа, с запуска Раулем ракеты, о котором человек с усиками как-то слишком много знает и зачем-то пытается скрыть эту историю от Рил (хотя ладно, чёрт с ним, и так интриг выше купола). Интересно, почему именно тогда? Окончательный отказ от бога (причём не столько сам выстрел, сколько последующий проект перерождения, санкционированный верхушкой города, – это вам не частная инициатива обиженного гибелью семьи гражданина)? Логично, что после этого авторейвы массово когитнулись: изменённым людям они не должны быть нужны, для того всё и затевалось. Вот только результат эксперимента несколько внезапный: почему 90% населения погибло, что в плане Дедала и Рауля было не так?
Освободиться от не приносящих больше пользу и ставших опасными рамок и начать жить самостоятельно – это же, э-э-э… хорошо? Не понимаю. Возможно, люди оказались не готовы? Их же не спрашивали, просто взорвали облучающие вышки, не подумав о том, что в двадцати процентах случаев ломка без зомбоящика приводит к шизофрении. Вот и сидят теперь, строчат на невидимых компьютерах… те, кто в живых остался. Эх,
Мак Сим Рауль…
«Загадочные статуи»™, впрочем, тоже хороши. Добро на изменение людей дали, а сами… А сами застряли в каком-то детском беспомощном «Вернись ко мне, я без тебя не могу» (ещё и все миры-купола под свою власть захотели – это что же, чтобы Создатель точно от них не убёг, потому что некуда будет?). Интересная получается цепочка: авторейвы зависят от прокси, люди от авторейвов, внучка от жучки… А прокси (по крайней мере, один конкретный) – от людей. Вообще, вся история с Ромдо – это такая аллегория психологической зависимости, что просто ой.
Ещё один кусочек мозаики – предположение Рил, что всё началось с неё.
– Порядок в нашем скучном раю мне надоел, и я мечтала об изменениях. Неужели моя жажда перемен разбудила чудовище Эрго, спящее в Винсенте? (Рил)
Похоже на правду, кстати. Если она хоть в какой-то степени Монада (а это явно так), то её сомнения могли пробудить Монаду в лаборатории или передать Винсенту частичку памяти (она же с Винсентом пересекалась). Или и то, и другое сразу.
Либо же наоборот (если смотреть последовательность событий первой серии): пробуждают Монаду –> она пробуждает Эрго в Винсенте и роняет его с мопеда –> Рил начинает скучать, заинтересовывается делом о cogito и Винсентом –> Эрго Прокси замечает её, и это замечает Монада. Как-то так и началась эта философская мыльная опера на четверых.
Осталось понять, где в это время был Единый. Пробуждал Монаду, ел попкорн?
Зато нам популярно объяснили, где он был в восемнадцатой серии. Надпись «Прокси № 13» всё-таки сыграла. На медальоне Винсента выгравировано XIII, а на медальоне из Моске – I. То бишь Эрго Прокси забрал на память медальон Монады и с ним ушёл в Ромдо в виде Винсента (кстати, а почему он не предотвратил похищение Монады, ушёл-то уже после него?). А Единый использовал свой медальон как ключ, чтобы войти и убить хранителя памяти, и там его (медальон) и оставил (чтобы дать о себе знать, как какой-нибудь главный злодей?).
– «...правильный ответ – Прокси Единый...» (Ведущий из флешбека)
И, получается, они – медальоны эти – есть у всех прокси, как и номера? Логично – всё-таки эксперимент, порядок должен быть. Мне только интересно, как этих прокси делали. Подозреваю, что за основу брали живых людей, поэтому они такие разнохарактерные.
…Но за рассуждениями и ссылками на прошлые серии я как-то забыла сказать, о чём была нынешняя. А сводится она к тому, что все персонажи спятили от нехватки смысла в организме, Рауль, потеряв надежду, наконец-то злодейски всхохотал (но как-то слабо для хорошего сумасшедшего, я ожидала большего), Дедал стал путать Рил и Рил (ладно, сделал себе вторую, но хоть отличать их научись – не высшая же математика), и только Пино сначала считала кроликов, как ей Рил-Рил велела (до 30233 досчитала – вот это терпение у ребёнка! Я, помнится, в детском саду во время тихого часа максимум тысячу овец осиливала…), а потом соскучилась и пошла домой к папе через этот бедлам и перестрелки (ибо не друзей же своих искать – их неизвестно где носит, а дом никуда не денется). Не удивлюсь, если к концу сериала Пино останется единственным вменяемым персонажем.
Ах да, ещё убили главного героя. Как бы. Но что-то я сомневаюсь, что оставшиеся серии обойдутся без него. Должен же кто-то мир спасать, в самом деле.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: