Красная Книга – не та вещь, которую хочется читать и перечитывать. Разве легко листать памятник человеческой глупости, узнавая о том, чего на Земле уже нет и больше не будет никогда?
По аналогичной причине сотрудники Отдела Исследований увольняются один за другим. Задача Отдела – дешифровка цифровых архивов; архивы совершенно обыденные: вот фотография распустившегося цветка, вот зелёного дерева, вот синего неба… Точнее, они для нас обыденные. А для персонажей подобные обрывки прошлого настолько ирреальны, что люди даже не хотят в них верить. Правдивы ли снимки, безошибочен ли шифр, неужели всё это действительно существовало? Теоретически, да. Но лучше б нет – дабы не усиливалось до невозможности запоздавшее раскаяние, не сводила с ума бесплодная тоска о навсегда утраченном.
Главный герой – один из последних, кто остаётся в Отделе, день за днём он увлечённо разгадывает двоичный код. Ведь погружаясь в работу, можно сбежать от окружающей антиутопии – той антиутопии, где поверхность планеты давно стала непригодна для жизни, где люди с каждым веком уходят глубже под землю, а мощности установок неотвратимо заканчиваются, энергии на поддержание верхних уровней перестаёт хватать.
Знакомый сюжет? Ещё бы. Навскидку можно припомнить Силверберга, Коуни… да что там, сейчас и в Японии, и на Западе экологический вопрос поднимают в книгах, фильмах, сериалах с завидным постоянством. Но это не та тема, которой грозит истечение срока годности. К тому же, цепляющие моменты традиционно таятся в деталях.
По сути, перед нами история одного расследования, полностью меняющего мир главгероя и аршинными буквами (капслоком, жирно и с подчёркиванием) выводящего основной посыл фильма. Даже самым рассеянным зрителям едва ли удастся проморгать ведущую Идею, ибо автор не поскупился на указатели: привёл исторические справки с датами и схемами, объяснил ситуацию в расшифрованном обращении, отчётливо запараллелил деяния протагониста с клипом – речь сейчас о книгах, восхождении, надежде.
Но бросив взгляд на небо, можно увидеть Землю ржавого цвета.
Однако на фоне вышеупомянутой Идеи не забыты второстепенные линии. Пусть персонажей всего трое… ну ладно, четверо, если считать «книжного» сотрудника (озвученного, кстати, самим режиссёром-сценаристом; нечасто подобное встречается), но они не кажутся бездушными марионетками, коих поставили друг против друга, чтобы они наговорили умных речей и разыграли шаблонный конфликт.
История живая. Её можно не только воспринять рассудком, но и прочувствовать – чему наряду с человечностью героев способствуют нелинейность повествования, подбор слов, цвета, движение камеры.
Ещё хочется упомянуть некоторые оригинальные черты. Возьмём непрерывно падающие снежинки – всего лишь конденсат, а как работают на атмосферу! Особенно в начале фильма, когда на фоне тьмы технических подземелий так напоминают звёзды. Сказав о прологе, не забудем и про развязку с её финальным словом и безмолвными титрами. А одна из наиболее эффектных деталей – само название фильма (японское, которое Aoi Tamago), точнее, игра слов в нём.
Помимо многозначности, название примечательно тем, насколько хорошо оно подходит фильму. Не слишком длинное и не слишком краткое – в самый раз; столь же явно намекающее, но при этом столь же метафоричное и оставляющее простор для интерпретаций.
Резюмируя: революционных идей в Pale Cocoon нет. Равно как нет экшена, абсолютного всеобщего хэппи-энда и много чего ещё – просто не на это делал упор автор в своей анимационной аллюзии. Что режиссёру определённо удалось, так это облечь идею в атмосферность и дать зрителям обильные поводы для раздумий.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: