Реклама
   
   
Новые сериалы недели: гладиаторы Роланда Эммериха против детектива Натали Портман Тизер Borderlands 4 не даёт ничего, кроме вопросов Пролетевший мимо кассы «Ворон» быстро отправляется на цифру Dynamite предложило фанатам приобрести много комиксов по «Терминатору» за очень доступную цену Создатели «Теда Лассо» продали Netflix романтическую комедию с Дженнифер Лопес

Лазурный Фафнир: Мёртвый агрессор

Fafner

Без шуток
Однажды жарким летним днём остров Тацумия явил своё истинное лицо – и всё изменилось. Ты не знал, забыл, но тревогой пронзило ещё до пронзительного звука сирены над зелёными холмами. А потом асфальт исхоженных дорог вздыбился защитным валом, набережная ощетинилась орудиями, отверзлись чрева убежищ. Ты был в смятении, а взрослые спешили занять знакомые боевые посты в футуристических глубинах острова, потому что они знали, они боялись, они ждали – и враг пришёл. Жизнь уже никогда не будет прежней: светлые коридоры, пронизывающие сердцевину острова, станут родными, ты привыкнешь к медицинским осмотрам, к просторным ангарам, к пилотированию робота серии «Фафнир». Может быть, даже сражения станут рутиной, ведь странные существа – фестум – появляются рядом с островом всё чаще, протягивают к тебе свои руки, что будто из жидкого золота, и задают один и тот же вопрос детским голосом. И нет у тебя ответа на него, и почему-то это так страшит… Ты не можешь ответить на такой простой и наивный вопрос: «Ты здесь?».

Так, а теперь отставим всяческие поползновения в сторону высокого штиля, этого добра в самом сериале хватает. История про борьбу людей с инопланетянами рассказывается так серьёзно, что порой аж скулы сводит (этот возвышенно-непорочный настрой не в силах поколебать даже оригинальный дизайн комбинезонов пилотов «дырка-на-дырке»!).

Фабула такова: человечество уж тридцать лет ведёт неравный бой с чудными космическими тварями, которые обладают коллективным сознанием, умеют читать мысли и поглощать людей. Счёт поглощённым идёт на сотни миллионов, некоторые страны уже стёрты с лица Земли. Наиболее эффективным средством сопротивления фестум оказываются фафниры – человекоподобные роботы, могущие защитить пилота от психического воздействия инопланетян. На секретном острове Тацумия была разработана последняя модификация фафниров, управлять которой могут только дети, родившиеся на острове.

Странные пришельцы атакуют одно и то же место, скрывающееся под землёй; противостоят им подростки, управляющие диковинными роботами, которые не суть совокупность деталей и проводов, – больше с «Евангелионом» сравнивали разве что «Ра-Зефон». Надо сказать, что Soukyuu no Fafner и упомянутый монстр индустрии, осиянный славой в веках, совершенно разные по настроению и смыслу, но вот кое-какие сюжетные компоненты «Фафнира» просто бессовестно похожи на события «Евангелиона». Большая часть сходства сосредоточена в завязке сериала, но в середине повествования, например, авторы устраивают герою, потерявшему связь с внешним миром, сеанс психоанализа в одиночестве кабины. Право, нехорошо, лучше бы «Фафнир» походил на «Евангелион» – и далее не будем поминать его всуе – выпуклостью образов персонажей, но как раз в этом аспекте они совершенно разные.
   
   
   
   
Действующих лиц в сериале много, причём в силу того, что остров Тацумия скрывается от мира, всё многообразие их взаимоотношений и связей приходится принимать как данность. В такой ситуации ожидаешь постепенного раскрытия характеров и мотивов персонажей – а они вдруг начинают погибать уже в первой серии! Гибель некоторых показана мимолётно, видимо, с целью продемонстрировать суровость наставших времён, смерти иных подаются торжественно и старательно. Только вот сложно сопереживать персонажу, пусть даже и погибающему, если он для тебя пока ещё не более чем набор характеристик, а авторы настойчиво твердят: «Проникнись, человече!»

Через некоторое время становится понятно, что на персонажей в Soukyuu no Fafner вообще особенно не отвлечёшься. Пилоты – личности все заурядные, типажи коих кочуют из сериала в сериал, обладают психологией на уровне «Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!». Узнав шокирующую правду о положении дел в мире, дети послушно лезут в фафниров, лишь побурчав немного, что так долго от них скрывали истину. Вот так, растили ребят в мирных условиях, а получили идеальных солдат. Главный герой, правда, на исходе первого десятка серий ненадолго задумывается: «Камо грядеши?», но рефлексия оказывается недолгой и такой продуктивной, что парень вскоре продолжает крошить фестум с одухотворённой физиономией. Дефицит оригинальности юных характеров отчасти искупается тем, что герои-подростки рассматриваются в совокупности со своими родителями, которых наградили либо небезынтересным прошлым, либо какой-то оригинальной особенностью нрава, – хоть какое-то свежее веяние. Правда, чаще всего взрослые ходят с серьёзной миной осознания своей ответственности за молодое поколение. Детишки, не доросшие до пилотирования, изо всех сил пытаются быть миленькими (при таком-то дизайне персонажей – тщетно) и навязчиво озвучивают младенческие истины, прописанные в сценарии.

Так что же получается? Сюжет не блещет оригинальностью и крутыми поворотами, раскрытие загадок лишает его привлекательного флёра тайны, а многократное использование слов «хромосомы» и «синергетика» плохо сочетается с местной безумной фантастикой (остров с моторчиком – только начало). Персонажи не из тех, что заставят закрыть глаза на огрехи сюжета и испытать сильные эмоции, хотя авторы и не стесняются умерщвлять их как можно трагичнее. И всё же сериал запоминается.

Правит бал в Soukyuu no Fafner атмосфера. Она неспешно обволакивает поначалу звуками музыки: тревожно дрожат струны рояля, драматично трепещут скрипки, звучно выдыхают трубы Варшавского филармонического оркестра, Angela в опенинге прекрасным низким голосом гортанно выпевает слова прощания со счастливыми днями… И вдруг не самый сильный сюжет и блёклые персонажи оказываются идеальной основой для создания одухотворённого, непорочного и серьёзного настроения. Все двадцать пять серий Soukyuu no Fafner остаётся на этой возвышенной волне даже при наличии пляжного эпизода, посещения бани и летнего фестиваля – уму непостижимо! Может, дело в активном использовании названий и имён из скандинавских и германских легенд, но постепенно повествование пропитывается совершенно эпическим духом. По привычке ожидаешь превозмогания и следующего за ним катарсиса – и не получаешь. Превозмогание здесь редко, и последствия его всегда печальны. В боях мало зрелищности, зато в избытке возвышенных страданий – пафоса, пафоса, пафоса в его первозданном значении, который слабо выражается героями, но в атмосфере сериала приобретает накал настоящих страстей.

А обезоруживающе простой вопрос перестанет быть пугающим, если найти в себе силы дать на него такой же простой ответ. Это не решит всех проблем. И победа не принесёт облегчения, ведь жизнь – страдание… Но главное, что ты – здесь.
Обсуждение обзора
12 комментариев
Поделиться:
Евгения Горбунова
21 апреля 2011

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
100%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
2Лазер-шоу «Три дебила» – 638: «Битлджус Битлджус», «Меган: К вашим услугам», «Водитель-олигарх», биопик о группе KISS
 
3ЕВА
 
 
2Телеовощи – 566: Ублажающий отца
 
2Ноль кадров в секунду – 544: Сухие текстуры
 
6Лазер-шоу «Три дебила» – 637: Дипфейки для «Властелина колец», «Кукушка», триллер от Netflix, сборы «Битлджуса 2»
 
8ЕВА – 598: Эскалация в зад
 
2Телеовощи – 565: Планета гэнг-бэнгов
 
0Ноль кадров в секунду – 543: Вечные права
 
4Лазер-шоу «Три дебила» – 636: «Ловушка» М. Найта Шьямалана, «Виды доброты», «Максин XXX» и «Чужой: Завет»
 
3ЕВА – 597: Выдрочка
Ещё

Новые комментарии