← Все рецензии | О комиксе | Видео | Кадры / 4 | Постеры / 3 | Разное | Фанарт |
И зашла Alpaca в последний (пока?) раз в мир «Конана» от Dark Horse, и достала ещё два сборника историй… И оказалось, что в одном из них даже Конана-то толком нет. Внезапно.
Конечно, по названию «Книга Тота» сразу понятно, что в центре повествования будет не Конан, а его вечный враг Тот-Амон. Но, если не вчитываться в описание сюжета, то ждать будешь скорее историю их противостояния — просто рассказанную с непривычной стороны. Ну и, наверное, отдельные флэшбеки, которые помогут лучше понять мотивы отказавшегося от своей человечности негодяя. Ан нет — «Книга Тота» состоит из флэшбека на 100% — это именно что попытка таинственного наблюдателя в деталях восстановить хронологию превращения юного бедняка в одного из самых могущественных колдунов на Земле, а по пути — историю падения захваченного тем государства.
Результат… неплох. Правда, он слишком держится на вопиющей наивности всего окружения Тота — захват власти занимает у товарища долгие годы, на протяжении которых он регулярно даёт поводы в себе усомниться, но рассказчик стабильно отбрасывает эти спорные моменты, словно незаслуживающие внимания мелочи, словами в духе «Если окружающие что и заподозрили, то виду не подали». А ведь, казалось бы: необходимость преодолевать сложности позволила бы читателям если не сопереживать Тоту, то хотя бы болеть за него — просто потому что интересно видеть, как персонажи справляются с превосходящими их силами. А тут со сложностями беда — сюжет злодею откровенно подыгрывает.
Впрочем, картина всё равно вырисовывается вполне стройная и логичная: сначала эгоистичный пацан избавляется от своего лучшего друга, чтобы занять его место в храме. Потом дослуживается до высоких чинов, по пути налаживая знакомства с влиятельными людьми и изучая разные запретные знания, способные открыть ему невиданные силы. Следом начинает исподтишка дискредитировать верю людей в могущественного, но мирного бога, чтобы те обратились к вере в Сета, обещавшего Тот-Амону желанную власть. Ну а под конец ещё и садит на трон собственную безмозглую марионетку, чтобы лишить потенциальных оппонентов вообще любых средств к сопротивлению. Более того, как бы Тот-Амону ни подыгрывал сюжет, а в итоге авторам хватает разума, чтобы не делать его победу совсем уж безграничной. Власть он под себя, конечно, подминает, но вот с реальной целью — получением божественных сил — у злодея выходит мощнейший прокол.
А у сценариста выходит мощнейший прокол с линией сестры Тот-Амона. Сестры, которую он в детстве любил, о которой заботился, и за которой обещал вернуться, чтобы забрать её из родительского дома… только чтобы начисто забыть об этом обещании на долгие годы. Идея, лежащая за сюжетом, понятна — показать, как он потихоньку теряет всё человеческое и отказывается от последних положительных уз, что его сковывали. Но это не работает, так как он забывает о сестре прям-таки мгновенно — задолго до того, как продаёт душу Сету. И когда история изредка вспоминает об отголосках прошлого злодея — это ничего не даёт. Никакой интриги, никакого эмоционального катарсиса, никакого влияния на что бы то ни было. Умрёт ли девочка за кадром, не дождавшись помощи брата? Ждала ли она его вообще? Какая, блин, разница? Если вы не хотите тратить время, выстраивая привязанность читателя к персонажам, то не ждите, что читатели будут горевать об их судьбах, когда о тех будут мимоходом вспоминать в совершенно рандомные моменты истории. Единственное, чего таким подходом можно добиться — раздражение.
Худшее в «Книге Тота», впрочем, кроется не в отдельных сюжетных проколах. Всю основную критику стоит целиком и полностью направить в адрес художников. Возможно, рисунки Келли Джонса относительно стильно смотрелись бы в лишённом полутонов чёрно-белом варианте — словно в каком-нибудь «Городе грехов» — в таком формате откровенно кривенький рисунок мог бы попытаться прокатить за «стиль». Но после того, как страницы раскрасила Мишель Медсен, весь примитив вывалился на передний план. Получилась, что уж греха таить, убогонькая мазня. Изредка стильная, чаще — абсолютно безыдейная. С уродливыми персонажами, лица которых способны выражать лишь простейшие из эмоций — любые потенциальные нюансы рисунком успешно упускаются. Так что разглядывать в «Книге Тота» откровенно нечего — её стоит лишь читать.
Но постойте! Книга ведь называется «Книга Тота и другие истории»! Значит, в ней есть что-то ещё? Ну… да. Типа. Множественное число в названии едва ли оправдано, ведь за пределами бонусов с унылыми стрипами о жизни Говарда и небольшой статьи об истории страны под названием Ахерон, в книгу входит всего одна другая история. И даже эта история — «Маска Ахерона» — не входит в канон комиксов Dark Horse, являясь вместо этого переложением фильма с Момоа. Сам по себе комикс, впрочем, неплох, даром что Конана очень мало и в нём, а история предельно предсказуема. Так, небольшое зрелищное приключение, опять же рассказанное в первую очередь от лица злодеев. Разве что нарисованное куда лучше — и на том спасибо.
В общем, средний томик вышел, увы. Не лучшее прощание с серией книг о «Конане»… Но, к счастью, прощаний этих Alpaca заготовила два. Понадеемся, что второе окажется куда удачнее.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: