← Все рецензии | О комиксе | Видео | Кадры / 3 | Постеры / 1 | Разное | Фанарт |
Существуют разные виды комиксов. Есть, где упор на картинку, а сюжет где-то рядом постольку-поскольку в отдельных облачках, причём так чтобы не заслонять красоту. Есть и наоборот: где сюжет превалирует и порой забивает собой пространство. Формат позволяет весьма комфортно работать в этих рамках. И сборник «Призрачный Берег» скорее относится к первой крайности, но есть нюанс. Альманах маленьких несвязанных между собой сюжетно историй за авторством Юлии Никитиной ориентирован на русского читателя и работает именно с нашими переживаниями.
Наверняка у всех в детстве были страшные сны — разные, но ужасающие. Так и здесь: простая зарисовка под названием «Шуба» не столько рассказывает историю (а она тут очень схематичная), сколько будит именно ваши личные воспоминания. И через это уже воспринимается совсем по-другому.
Здесь много рассказов, связанных с одиночеством и с путешествиями куда-то. И на самом деле неважно, где это происходит, на зимнике в Ямало-Ненецком автономном округе или в космосе, переживания от этого не меняются, лишь расцвечиваются дополнительными красками.
Никитина несколько раз ездила на север России, и парочка историй посвящена именно этому. Причём их поймут не только те, кто там живёт или когда-то жил. Они получились универсальными: про путь в заснеженной тьме, когда вокруг ничего кроме конуса света от машины и мелькающих вокруг тёмных веток, будто вырезанных из бумаги. А маленькие городки и посёлки именно так и можно воспринимать — как поселения, отрезанные от всего мира, особенно зимой. В некоторые можно добраться только на вертолёте, но люди живут посреди лесной пустоты, и это накладывает свой отпечаток. Что автор и пытается передать.
Истории все коротенькие где-то по 10 страничек и зачастую бессюжетные… Ну разве может быть сюжетом поездка с Ладожского вокзала в какие-то дали, чтобы сойти на случайном полустанке и покормить птиц. Это не сценарий — это переживание и настроение. И вот такой момент очень важен для восприятия всего сборника.
Здесь не найдётся супергероики, мультивселенных, обтянутых латексом мужчин и женщин, пафосных фраз, богоподобных свершений, монстров, фэнтези, научно-фантастичного. Порой кажется, что в этих историях вообще ничего нет, что это просто какие-то не слишком связанные рисунки, пусть они присутствуют даже в рамках одного рассказа. Но они работают несколько на другом уровне.
Есть тут и миниатюра про волшебную дверь, которую можно трактовать как душе угодно. Несколько историй про космос, одна из которых с названием «Полёт» интересно заканчивается и несёт в себе сложный заряд ощущения в связке «грусть-одобрение» у главной героини. Последний рассказик вообще уходит в какой-то фольклор и демонстрирует гору черепов в конце.
Объём у сборника небольшой, но книга полна совершенно разными нестандартными историями. Нарисовано это в чёрно-белом варианте и достаточно схематично, но Никитина вполне выдаёт весьма подробные лица или тщательно прорисованные элементы архитектуры. Простота или усложнение рисунка в определённые моменты тоже работает на восприятие.
Получился такой небольшой набор историй, не столько про сюжет, сколько про переживания. Это как русский рок: многие его почему-то считают текстоцентричным, но в большинстве случаев это дичайший набор слов, какой-то смысл из которого выцарапать порой до смешного сложно. Но вкупе с музыкой он даёт нужное настроение слушателю. Большего никто и не требует: удалось поймать волну и в полёт.
С «Берегом» примерно также. Порой непонятно, но настроение передаётся отменно. Вкупе с рисунком работает точно так же. Если поймали волну, то всё интересно. Если нет, то эта книга — сборник интересных рисунков.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: