← Все рецензии | О комиксе | Видео | Кадры / 7 | Постеры / 1 | Разное | Фанарт |
Думается, сейчас это уже более-менее очевидно, но в определённый момент среди целей нашего комикс-раздела как-то сама собой образовалась идея разобрать все изданные в России творения безумного гения по имени Алехандро Ходоровски. Отличный план, реализации которого изо всех сил мешают издатели типа Fanzon, «Комильфо» и даже «Азбуки», регулярно выпускающие всё новые локализации обширного творчества автора. Спасибо им за это.
И сегодня мы впервые выходим за пределы его фантастической вселенной, подарившей нам «Инкалы», «Метабаронов» и «Мегалекс». Никаких путешествий к далёким звёздам и глубокому будущему. «Белый лама» обращает нас к прошлому — к последним годам перед началом вторжения Китая в Тибет. Обращает, впрочем, без малейших потуг на реализм — даже антиреалистичный блокбастер RRR пытался сохранять больше связи с событиями и людьми, которыми вдохновлялся.
Очевидно, что Ходоровски интересовало не изучение сложных политических игр, центром которых стал в своё время Тибет, и не какие-то исторические личности. Нет, его интересовало другое: как бы выглядел мир, окажись все, даже самые фантастичные идеи буддизма, реальностью? Если бы натренированные люди могли прыгать на сотни метров вдаль, летать по астралу, создавать пшеницу из камня, призывать демонов, переселяться между телами или магически перенаправлять весь полученный урон в атакующих?
Так что не путайте историческое произведение и произведение с «историческим» сеттингом — реального в «Белом ламе» не больше, чем в том же «Инкале». Конечно, Ходоровски этого и не скрывает — название книги уже выдаёт его вымышленную натуру. Просто обычно, готовясь к «историческому вымыслу», ты ожидаешь увидеть что-нибудь типа сериала «Сёгун», а не игры Nioh — художественный реализм, а не орудующее реальными определениями и концептами фэнтези. Здесь же вы получите именно второе. Но почему бы, собственно, и нет? Лишь бы качество не подвело.
А оно не подводит. На протяжении без малого трёх сотен страниц (мастерски отрисованных Жоржем Бессом) Ходоровски рассказывает богатую на действующих лиц и постреливающие ружья историю становления нового ламы — такого, которому придётся проводить своих людей через опаснейший период (вторжение Китая). А где особые испытания, там и особые требования — ему предстоит стать не только сильнее себя из всех прошлых жизней, но и примирить с буддистскими верованиями необходимость и неизбежность насилия ради защиты окружающих.
Да, потому-то герой и белый, видимо — чтобы добавить к буддизму щепотку западной уверенности в собственной правоте и необходимости кулаками вдалбливать свою истину в головы невежественных оппонентов. В определённый момент Гэбриэла даже увозят из Тибета в Великобританию, чтобы успешно превратить в истинного христианина и джентльмена. Да только вот беда: эта понятная в теории линия не то чтобы работает на практике.
Она ни в коем случае не лишняя, ведь позволяет показать натянутость отношений между британцами и тибетцами, причём показать, не ударяясь в бездумную демонстрацию одной из сторон безупречными ангелами, а другой — жадными захватчиками. Нет, с обеих сторон хватает и хороших людей, и плохих, а ещё хватает хороших людей, совершающих плохие поступки из-за банальной неспособности принять чужой образ мысли и чуждые идеи. Особенно показателен тут совершенно отбитый христианский фанатик, во время эпизодов в Тибете не вызывавший ничего, кроме неприязни, но после переезда в Британию становящийся заботливым и любящим отцом для взятого на воспитание сироты, «вызволенного» из тибетского плена.
Но это-то ладно. Плохо то, что в итоге христианские уроки не дают будущему ламе ровным счётом ничего. Ходоровски будто забывает, что Гэбриэл был белым, сразу после его возвращения в Тибет. Вместо напрашивавшегося баланса двух миров герой просто становится ультрапродвинутым буддистом, а вместо проявлений обоснованной агрессии избавляется от врагов «мирной» магией — скажем, превращает злодеев в их «истинные сущности». А что для одного из них таковой является сушёный труп — ну так то не вина ламы! Может, Гэбриэла надо было не джентльменом-христианином делать, а еврейским адвокатом? Тогда бы всё встало на свои места…
Серьёзными претензиями всё это, впрочем, не является. Подобное даже дырами в сюжете не назвать, ведь герой приходит к своей традиционно мирной ипостаси не просто так, а после очень жестокого испытания местью. Просто досадно, что даже 300 страниц не хватило авторам на то, чтобы в полной мере раскрыть все заложенные в историю элементы. Скажем, ещё есть отношения Гэбриэла с приёмной сестрой — в книге проскальзывает пара фраз, вроде подразумевающая романтическую направленность их линии, но в остальных 99% произведения на это нет ни намёка.
Зато и падение деревни, где родился герой, и закулисные интриги в буддистском храме, и прекрасный кошачий король, и последний йети, и многочисленные занятные особенности буддизма — всё это получает более чем достаточно книжного времени, иногда ещё и переплетаясь в неожиданные комбинации влияющих друг на друга фигур.
Хорошее произведение, в общем, заслуживающее искренней рекомендации. А если тибетский «сеттинг» кажется вам интереснее космической фантастики или антиутопии, то не грех начать знакомство с творчеством Алехандро Ходоровски именно с предельно самодостаточного «Белого ламы». А там, глядишь, и всем остальным заинтересуетесь…
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: