← Все рецензии | О комиксе | Видео | Кадры / 18 | Постеры / 4 | Разное | Фанарт |
Делать хорошие сборники сложнее, чем кажется — даже если перед тобой ставят предельно очевидную задачу собрать в одном цикле все комиксы одного автора об одном персонаже. Казалось бы, уж в DC и Marvel это понимать должны — времени натренироваться было навалом… но иногда на свет всё равно появляются книги типа первого тома «Росомахи» Дэниела Уэя. Книги, с самого начала активно (и, кажется, откровенно напрасно!) пытающейся отбить у читателя всякий интерес ко всей четырёхтомной серии.
Начинается том с короткой, чуточку жутковатой истории, где Росомаха выступает не главным героем, а этаким ангелом смерти, выслушивающим исповедь преступника. Позволяет тому собраться с мыслями, а потом помогает принять заслуженное наказание. Красиво, компактно, атмосферно… а что главный герой выступает на вторых ролях — ну так это не беда. Подобные вводные главы — хороший способ ненавязчиво приобщить к нему новых читателей. Разумный шаг!..
…А, нет, показалось. Следом за этой историей идёт уже куда менее короткий сюжет о честном чёрном полицейском, пытающимся копать под своего сослуживца — товарища популярного, даром что постоянно совершающего преступления под прикрытием значка. Тут уже нет ни уникальной атмосферы или стильного рисунка, ни, собственно, Росомахи. Если в первой истории герой книги был на вторых ролях, то здесь ему отводится роль «Бога из машины»: он тупо появляется на пару страниц, помогает герою выбраться из безвыходной ситуации и исчезает.
В принципе, падать сильно ниже после жутко шаблонной истории о совершенно левых персонажах, позаимствованных из безмозглых полицейских процедуралов, книге было некуда, так что дальше ситуация выправляется… в какой-то мере. В сюжете «В погоне за призраками» хотя бы начинают появляться знакомые лица и супергеройский экшен. Но на этом, увы, плюсы заканчиваются, потому что события цикла происходят параллельно с кроссовером «День М», когда всю реальность Marvel ненадолго переписали: Землёй правят мутанты, а Логан встречается с Мистик. Хочется верить, что «День М» — история хорошая, но в персональной сюжетке Росомахи не происходит ровным счётом ничего важного. Это, по большому счёту, и не его история толком (опять!) — в первую очередь цикл посвящён Мистик и тому, на какие ухищрения она готова пойти, чтобы растормошить потерявшего интерес к жизни любовничка.
Увы, эта потенциально занятная тема никуда не идёт. Мир из «Дня М» успешно завершается в самом «Дне М». Причём, знаете, что комично? Составители сборника догадались дать перед циклом маленькое и скомканное, но всё-таки описание завязки основного сюжета — чтобы читатели если не ценили, то хотя бы понимали суть происходящих в трёх главах событий. Но вот рассказать, куда история Мистик и Логана пришла, они поленились, лишив весь цикл какого-либо завершения или ценности. А поведать-то было о чём: «День М» служит поворотным событием в истории Росомахи. Именно там к Логану возвращается вся память о его прошлом — событие, которое стоило бы упомянуть, не находите?.. Особенно когда вся дальнейшая книга на нём держится.
Да нет, зачем. Лучше впихнуть ещё одну короткую, ничего не значащую историю между двумя циклами, а потом пуститься с места в карьер.
Вот тогда-то, растратив треть объёма впустую, первый том «Росомахи» Уэя начинается по-настоящему. Начинается тоже странно. Во-первых, желание Уэя создать интригу вокруг действий Логана накладывается на уже упомянутое отсутствие контекста из «Дня М» и информационный мусор, которым служили все прошлые главы, создавая в итоге полнейшую дезориентацию и мешая хоть как-то проникаться происходящим. Во-вторых, завязка истории вторична до зубовного скрежета: «Враг государства» Миллара шёл в каноне буквально перед «Днём М», и он тоже был посвящён попыткам спецслужб приструнить Логана, который начал творить какую-то кровавую дичь после посещения Японии.
И всё-таки на этом месте плохие новости наконец-то заканчиваются. Когда возомнивший себя мастером-интриганом Уэй сцеживает-таки читателям достаточно информации, чтобы те смогли заинтересоваться происходящим, история становится и самобытной, и затягивающей. А ещё, что особенно удивительно после зацензуренного в пух и прах «Врага государства», вполне кровавой. Какого, спрашивается, чёрта?.. Если в комиксах про «Росомаху» всегда можно было показывать кровь и расчленёнку, то что помешало требовавшей этого сюжетке Миллара?.. Но что было, то прошло. Сейчас речь уже не о ней, а о сюжете «Истоки и устья», дающем начало продолжительному отдельному комиксу «Росомаха: Истоки», ради которого это издание и затевалось.
На самом деле к концу первого тома мы узнаём не так уж и много: за созданием Росомахи стоит какая-то древняя, может, даже бессмертная сила, и непродолжительная мирная жизнь в Японии закончилась для Логана не смертью жены и нерождённого ребёнка, а смертью одной только жены. Да, у Росомахи есть сын, которого таинственный злодей явно тренировал все эти годы, превратив в совсем уж отбитую машину для убийств. Но увидеть его нам ещё только предстоит.
Пока же Логана всеми силами пытаются остановить, не дав продвинуться по сюжету слишком далеко: на него натравливают сначала убийственного патриота Нюка, потом не столь чокнутого, но куда более опасного патриота Кэпа, а под конец щепотку Людей Икс насыпают сверху — и это без учёта не столь серьёзных стычек, раскиданных по первым главам цикла (скажем, схватки с Баки, основанием которой служит неумение двух мачо сперва задавать вопросы, а потом уже пытаться максимально жестоко избавиться от недавних товарищей). Но ни обилие очевидно «филлерных» препятствий, ни постоянные флэшбеки, ни даже попахивающее эмо-готскими настроениями нытьё Логана о своей «нечеловеческой» судьбине не мешает наслаждаться происходящим — потому что хватает тут и зрелищного экшена, и многообещающих сюжетных поворотов. А главное — происходящее в комиксе «Росомаха» наконец-то концентрируется на, внезапно, Росомахе.
Так что же это получается: после стольких абзацев критики том оказывается-таки хорошим? Ну, да. В этом и проблема: было бы куда проще смириться с унылой первой третью, если бы такой была вся книга. А то ведь сложно сказать, сколько потенциальных читателей отвалилось, даже не добравшись до «Истоков», просто устав от толком не связанных с Логаном и не блещущих увлекательностью мини-сюжетов. Не настолько плохих, чтобы их стоило вообще выкидывать из сборника, но куда более уместных на последних, а не на первых страницах — поближе к галереям обложек и прочим необязательным приятным бонусам. В нынешнем же своём виде первый том «Росомахи» Уэя наверняка отпугнул от серии немало людей, просто не досидевших до начала основного сюжета. И их чертовски сложно винить.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: