Ридли Скотт, несмотря на почтенный возраст, хватки не теряет, старческую шизу огибает по касательной, так ещё и пашет за четверых. Дедушке скоро стукнет восемьдесят четыре, а ему хоть бы хны — только в этом году режиссёр выпускает два больших проекта, а на 2022-й наметил эпик о восхождении Наполеона Бонапарта. Видать, за Кубрика гештальт закрывает.
Ну а мы обсуждаем «Последнюю дуэль». Точечную историческую реконструкцию, неожиданно бойкую для своего исполинского хронометража. Пропитанный кровью, потом и семенем рассказ о корысти, гордыне и холодных нравах, что царили во Франции XIV века.
Если в Нормандии по Скотту когда-то и водились благородные мужи в сверкающих латах, теперь их либо перебили на войне, либо казнили за косяки перед монархом. Французское средневековье для британского постановщика — суровая и отталкивающая эпоха, и фильм о ней остужает зрительские ожидания, исключая из быта сквайров и их сюзеренов любые намёки на слащавость. Кодекс чести рыцарей из «Последней дуэли» лишь на треть состоит из благородных жестов и прописных истин по типу «солдат ребёнка не обидит». Ещё как обидит — зарубит мечом, сожжёт дом и перенасилует всех женщин в семье. А по возвращении из военного похода зальёт глотку чем-нибудь крепким и примет посильное участие в парочке другой оргий. Король башляет, сэры, и во славу Франции да от имени Всевышнего даёт добро на праздность и макабр.
«Последняя дуэль» — кино про аутентичность. Про мир, при контакте с которым можно запачкаться. Где умеют ужираться в сопли, гадить и предавать. Серый и жухлый край, воссозданный на натуре в долинах Бургундии, красками не пестрит и одним своим видом вгоняет в сплин. Каменные обелиски графских поместий лениво выглядывают из-за крепостных стен, за которыми кипит жизнь. Галдят гуси, визжат свиньи, точатся мечи, а лорды с державой в одной руке и чашей вина в другой диктуют счетоводам бюджет на зиму. Словно «Трудно быть Богом» Алексея Германа сбросил чёрно-белый фильтр и извлёк из истории дона Руматы всю научную фантастику, оставив лишь навозные ямы и дырявые корыта. Да и их в качестве оброка рано или поздно заберут наперсники поехавшего малолетки при короне. Или церковники изымут по причинам только им одним известным, но несомненно богоугодным.
Ридли Скотт никому барбарысок отсыпать не собирается. Для него персонажи — игрушечные солдатики, которыми он помыкает в голливудской песочнице. По старинке, на свежем воздухе или в павильоне с минимальным привлечением компьютерной графики: заметна рука человека, в своё время отгрохавшего римский Колизей где-то на Мальте (пускай и наполовину), чтобы ключевые сцены «Гладиатора» выглядели солидно на дальних планах. Однако «Последняя дуэль» по части строительства эпохи идёт по пути, далёкому от пеплума или батального раздолья «Царства небесного». Это средневековый детектив, без пары сантиметров триллер: структурно — «Расёмон» Куросавы, с точки зрения фабулы — лермонтовская «Песня о купце Калашникове».
На три главных героя приходится три «истины». И один нелегитимный половой акт, что приводит ко вполне легитимной дуэли — последней из юридически одобренных во Франции. Об истинном исходе этого дела спорят до сих пор, что не мешает Скотту продвигать свою версию. В 1386 году двое рыцарей, некогда закадычных друзей, повздорили из-за женщины. Первый был на даме женат, а второй её телом якобы воспользовался, пока муженёк бил врагов короля в Шотландии. Слово за слово, донос за доносом, и вот вся знать Парижа восседает на королевском суде, где разъярённые мужчины решают бороться за честь своих фамилий не на жизнь, а на смерть.
Кульминационное сражение предваряют три различные интерпретации событий. Правда, режиссёр ставит крест на своих «ненадёжных рассказчиках», прямым текстом объясняя, чья оптика по его задумке была единственно верной. Хотя наступает этот момент нескоро, и ему предшествуют спекуляции, феодальные интриги, ратные дела и яростные попойки в окружении нечистых на руку вельмож. Запутаться в этом сценарном хороводе сложно, ведь Ридли Скотт грамотно увязывает историю на монтажном столе. Неинформативных эпизодов здесь почти нет, а резвые монтажные переходы пресекают любую попытку отвлечь внимание зрителя завораживающим пейзажем или немой сценой, когда очередной дворянин погружается в думы. Обронил пару важных для сюжета реплик — и всё. Резкая склейка и никакой декоративной шелухи в кадре. Дни, недели и даже годы пролистываются на манер слайд-шоу.
Среди историков (и диванных, и дипломированных) непременно найдутся те, кто назовёт увиденное откровенной чушью. И будут правы. Сам Ридли Скотт в одном из интервью оценил достоверность ленты примерно на 75%. Более того, книжный первоисточник, представляющий собой многоступенчатое расследование, зияет недомолвками и белыми пятнами. Шесть сотен лет прошло как-никак — не все стенограммы сохранились, далеко не каждую летопись удалось уберечь от государевой ретуши.
Оттого и жалко, что постановщик наградил «Последнюю дуэль» одной единственной «правдой» вместо того, чтобы оставить зрителям пространство для споров. Некоторые спецы, например, до сих пор считают, что показанное в фильме изнасилование — ловкий ход конём, заранее подстроенный пострадавшей стороной, дабы втихую провернуть манипуляции с левыми земельными участками. Фильм же, наоборот, лишает нас сладкого неведения и тыканья пальцем в небо.
Ради чего? Ради внедрения в сценарную ткань красной ниточки «новой этики». Будто бы мы и не знали, что у женщин в средние века прав было меньше, чем у козьего сыра, а законы относили сексуальное насилие к категории имущественных преступлений — определяли как посягательство на матсобственность другого мужчины. В «Последней дуэли» подобные тезисы подчёркивают жирной линией.
Хотя, чего это мы нагнетаем? Нынешняя злоба дня вписана в сюжет аккуратно и к месту. «Осквернённая сильная женщина» по ту сторону экрана не воспринимается как пункт, присутствующий в картине для галочки. Да и стоит ли вообще поднимать бучу на почве SJW, когда в кадре нет ни одного чернокожего или азиатского актёра? Это ж феодальная Франция XIV века, а не Ваканда. Если подагра — это болезнь королей, то инклюзивный райдер — явно не «болячка» Ридли Скотта.
Кинуть пару ласковых о вынесенной на постеры последней дуэли тоже нужно, и опишем мы её всего в трёх словах: это было жёстко. Гран-финал снят неприлично хорошо и определённо стоит того, чтобы зритель два с половиной часа продирался к нему через потные дворянские тёрки и кучу имён собственных на французском языке. Как говорится, хороший детектив — это история не про «кто убил», а про «почему убил». Ридли Скотт к этому самому «почему» подходит с рвением заводчанина, что зависает в клубе военных реконструкторов после тяжёлой рабочей смены — с самоотверженностью, близкой к мазохизму.
Комментарии
"Если в Нормандии по Скотту когда-то и водились благородные мужи в сверкающих латах, теперь их либо перебили на войне, либо казнили за косяки перед монархом. Французское средневековье для британского постановщика — суровая и отталкивающая эпоха, и фильм о ней остужает зрительские ожидания, исключая из быта сквайров и их сюзеренов любые намёки на слащавость."
Дык, даже в "Робин Гуде" видно, что Ридли тот ещё бриташка.
Даже мудаковатые англичане у него, славные и наивные парни, которые просто пытаются выжить в суровую эпоху. А настоящие ублюдки, наполовину французы или те кто им продался с концами.
Шоб у нас так родину любили. Как это делают бриташки. Вот как их не уважать после этого, ушлёпков?
Да ёпт, даже в "Царствие Небесном" главными мудаками среди крестоносцев, и те французы оказываются.
"
Ради чего? Ради внедрения в сценарную ткань красной ниточки «новой этики». Будто бы мы и не знали, что у женщин в средние века прав было меньше, чем у козьего сыра, а законы относили сексуальное насилие к категории имущественных преступлений — определяли как посягательство на матсобственность другого мужчины. В «Последней дуэли» подобные тезисы подчёркивают жирной линией."
Ну тут всё очень и очень неоднозначно. Зависит от многих вещей, от культуры, этноса, страны и конкретного периода этого самого "средневековья". Женщина глава артели или член гильдии, не такая уж и большая редкость была. Да и женщины монаршие особы, обладающие властью, тоже вполне себе имели место быть.
Человеческая природа, она же, мать её в печень, не меняется. Культура меняется, времена, внешние факторы, но люди нет. Каждый всегда будет искать способ приспособиться к условиям. И женщины в том числе.
Поговаривают, что нравы женщин в средневековой Англии, были гораздо свободнее, чем в павшей в бешенство пуританства и консерватизма с уклоном протофашизм, Англии Викторианской. Где женщинам даже руки нельзя было на показ выставлять.
Уже спасибище большое, что хоть написание рецензии к фильму Ридли Скотта доверили не той графоманке полуграмотной, уже мало-мальское проявление уважения к читателям. Хотя Уэс Андерсон тоже не Сарик Андреасян, можно было как-то почтительнее с его новым кино, - даже Юрий Базарнов и то лучше бы написал рецензию.
А насчёт "Последней дуэли" - Сергей Чацкий как-то обошел вниманием дружеский экранный дуэт Деймон-Аффлек. Как они там, зажгли снова? Или у Аффлека мало экранного времени? Ну да это мелочи, главное, что написано всё по делу и без спойлеров.
Я бы охуенно написал рецензию.
Но не хочу.
Теперь рецензия от Молчалина должна быть.)
А Ридли Скотт ещё своим "Хорошим годом" показал, что лягушатникам он только своим англо-саксонским хуем готов помахать с той стороны Ла-Манша. Ибо кино по идее должно было стать лёгкой комедией во французском стиле и во французском же сеттинге, а в итоге вышло по скоттовски тяжеловесное кинцо почти без удачных шуток, зато с пресным сюжетом. Ну просто не дано снять не французу то, что у французов в крови. Ридли Скотт ведь из тех британцев, кто как Нолан - тоже по духу ближе к американскому, чем к европейскому.
Тот же Уэс Андерсон континентальную Европу (особенно Францию, конечно) просто обожает. У Тарантино в "Бесславных ублюдках" пол фильма говорят по французски и по немецки, а "Джанго освобожденный" - это его безудержное надрачивание на спагетти вестерны, так что Тарантиныч Европу тоже ценит. Терри Гиллиам хоть и американец, но британец по духу европейского типа. А Ридли Скотт - не, он голливудский англо-сакс до мозга костей, особенно в последние лет 20-25.
Летом собирался идти на этот фильм в кино только в одном случае: если сценарий мастерски оставит кучу неоднозначности по поводу того, кто же на самом деле был прав. Но, судя по всему, фильм прогнулся под SJW-повестку и оттого заслуженно провалился в прокате. Поход в кино отменяю, подожду релиза на носителях.
Я рад, что Ридли Скотт до сих пор не ушёл на пенсию, а продолжает работать за троих.
Охуенная рецензия!.. Было чистым удовольствием читать;)
Теперь - точно в кино!
рецензия охуенная!
было интересно. Спасибо!
За один каст без нигеров, уже почет и уважение режиссеру.
Не то слово. Как он умудрился за пару месяцев до релиза "Все деньги мира" успеть повырезать все 22 сцены со Спейси и за 8 дней переснять их с Пламмером - можно только диву даваться.
Ну собственно, как и ворчали посмотревшие со времён показа на фестивалях) Пойду лучше
РасемонаVantage point пересмотрю :DОпыт режиссуры+все декорации, сценарий, диалоги, раскадровки есть, все отрепетировано и за 8 дней уложились.
Вы не идете на хороший фильм только из за наличия сильной и независимой женщины? Которая по факту не такая уж и независимая и сильно струхнула, когда узнала, что ее ждет, если ее благоверный умрет в дуэли. Дедушка в кой то веки снял хорошее кино, и все равно находят к чему придраться. хотя считаю, данная придирка высосана из пальца
Ридли Скотт рассказал ту историю, которую хотел рассказать, не стремясь к заумной многозначительности. Сейчас многие "творцы" не дают ответов на вопросы и говорят, что хотят кого-то заставить думать, а на самом деле у них самих нет ответа, что за фигню они сваяли. Здесь режиссер четко выбрал свою сторону, и он имеет на это право.
Более того, обвиняемая сторона не выставлена однозначно отрицательной, там явно читается недопонимание, самообман, давление и манипулирование со всех сторон. Не зря дважды показывается одна сцена: сначала с какой-то шлюхой на вечеринке у графа, а потом ровно такая же с главной героиней. Герой Драйвера не был настолько изощрен в психологии женщин, чтобы понимать, что одна кокетничает, а вторая реально сопротивляется. Для него это было одно и тоже. И если историю не знать, то финал до конца не читается. А сцена боя в финале реально круто снята - один из самых впечатляющих поединков, что мне приходилось видеть.
Зря вы упускаете достойное кино из-за того, что вам не додали именно того, что вы себе напридумали. Так вы вообще в кино можете не ходить, там редко бывают 100% идеальные шедевры.
Как бы вы сравнили с "Гладиатором" и "Царством небесным"?
Бессмысленно сравнивать - жанры другие. Здесь гораздо меньше пафоса и героичности, и значительно больше правды жизни. Причем вневременной правды. А схватка в конце на мой взгляд почище "Гладиатора" будет, не так красиво, но очень яростно.
У Аффлека времени не много и с Дэймоном они мало пересекаются, но Беня хорош, приятно видеть его на позитиве, трахающим все что движется и отзывающемся о герое Дэймона: "He is no fucking fun!". А Дэймон в свою очередь отыграл три роли, его персонаж сильней всего меняется в разных правдах.
Но вернуть всех актёров в сцены с Пламмером, и чтоб все согласились...авторитет должен быть не просто мощнейший у Ридли.
Есть и другой случай: зритель не склонен к размышлению, применению своего жизненного опыта к анализу / прочувствованию тех или иных "открытых" ситуаций в фильме, тогда ему чётко нужно обозначить позицию творца) Просто аудитории разные.
Кстати, интересно, нюансно менялся или радикально? Показ лица под разными углами и разный монтаж - это одно, разные эмоции в одних и тех же сценах - другое.
Довольно существенно, от доброго молодца до неотёсанного чурбана. Тут фича как раз в том, что углы и монтаж одни и те же, действия и события одни и те же, а вот сами персонажи и контекст разный.
Так что, неоднозначность тоже присутствует, но она выражена не в том, что произошло, тут все однозначно, а почему это произошло с точки зрения каждого из персонажей.
Чёрт, я думал будет тоньше, а тут на уровне "когда история показывается с одной стороны - поцелуй почти дружеский, когда с другой - насилие"..
Не совсем, тут насилие выглядит насилием со всех сторон, но одна сторона искренне считает, что нет это да и вообще это была страсть.
Истина не имеет значения. Сильный всегда будет прав.
P.S. Заебали скулить в рецензиях.
Только что с сеанса.
У фильма есть однозначно крутецкий плюс - монтаж. Такого лихого повествования я навскидку не припомню со времен "Отступников". Событие - вжух-вжух! - прошло 5 лет - вжух-вжух! - прошёл ещё год.
Нам линейно показывают причину и следствие, причину и следствие, не отвлекаясь на философские монологи или средневековые пейзажи. И оттого фильм несется очень быстро, чуть сбавляя только в третей четверти (или в четвёртой пятерти).
Актёры прекрасны, а антураж соблюден (хотя ролик от КлимСаныча о дурацких шлемах ждём).
О минусах. Но тут без спойлеров никак.
В фильме очень не хватает неоднозначности. Нам показывют одну версию событий, потом нагоняют тумана во второй, а потом... а потом просто подтверждают вторую. Да они на самом деле и не противоречат. Немножко детективности не помешало бы, но тут я уже повторяю рецензию.
Короч, я денег не пожалел. Ставлю 8,5/10
Здесь согласен, очень не хватает. Ведь уже во второй версии показано изнасилование как изнасилование. Но особенно обидно, как обошлись с персонажем Мэтта Деймона в угоду понятно чему. Так как зрителю в лицо явно тыкают долго не пропадающей надписью "Правда" в финальной части, со стороны Маргариты, то надо полагать что все, что показано с этой точки зрения - правда: самолюбивый муж-тиран-лицемер, кричащий о том, что ему опять этот человек сделал зло моментально после вести об изнасиловании и сразу здесь же заставляющий исполнять супружеский долг :-) И вот этот неумный ход, к сожалению, никак не позволяет поставить 10-ку или даже 8-ку...
Было бы развитие персонажа, если бы Дэймон внезапно что-то осознал, после его жестов признаний в сторону Маргариты перед толпой, но они этот момент убили его дальнейшим финальным славным проездом на коне между толп "фанатов".
Вот тут позволю не согласиться. Если бы в конце такой истории рыцарь вдруг задумался о правах женщин, феминизме и прочем, для меня бы это намного сильнее испортило впечатление.