Вот уже многие годы Джаред Лето со своей группой Thirty Seconds to Mars учит нас не сдаваться и верить в свои мечты. Просто верить — тогда они сбудутся. Очевидно, с его главным желанием не стареть любой ценой так и получилось — в соцсетях музыкант не раз заигрывал с вампирской темой и вот, наконец, дорос до киновоплощения демона, летящего на крыльях ночи. Но что-то пошло не так.
Со времён «Отряда самоубийц» в кино Джареду Лето катастрофически не везёт. В «Бегущем по лезвию 2049» у него мимолётная роль, в «Чужаке» и «Дьяволе в деталях» — значительнее, но не для широкой аудитории, ну а «Дом Gucci» вообще легко спутать с трёхчасовым промо бренда. В частности, образ, который по жалобам самого Лето, он создавал, выворачивая себя наизнанку, показался не столько эксцентричным, сколько умственно отсталым — по характеристике обычно изящного в выражениях Тома Форда. В сериале (с говорящим названием для этапа кинокарьеры Лето) «Не сработало», он опять вещал о выдающейся трансформации, впрочем, заметной лишь ему одному. По сюжету, Лето играл слегка безумного создателя компании-единорога, эдакую рок-звезду — и, вероятно, зрители считывают именно это, а не цветные линзы и накладной нос.
Клин клином вышибают. После не самого выдающегося Джокера «Морбиусом» он мог убить сразу двух зайцев — ребутнуть свою кинокарьеру за счёт огромной аудитории кинокомиксов Marvel и показать юным фанаткам Thirty Seconds to Mars, что он ещё не дед. Эта миссия точно выполнена, даже по трейлеру понятно, так что «Эшелон» может быть спокоен, а вот фильм и зрители, и критики сочли смехотворным — опять.
Каст «Отряда самоубийц» не раз говорил, что режиссёрская версия фильма гораздо лучше, из картины много вырезали. Про «Морбиуса» так говорит Аль Мадригал, сыгравший бодрого агента ФБР с шуточками за триста. Вы даже не представляете, чего лишились! Судя по его словам, он там едва ли не главная звезда фильма, без которой всё безвозвратно угасло. Трудился чуть ли не больше всех, а в фильм ничего не взяли, вот горе-то. Джаред Лето был готов к провалу, виня время, мол, слишком долго ждали. С другой стороны, как бы смотрелась в пандемийный период куча летучих мышей в кадре?
Когда фильм всё же добрался до кинотеатров, его не пощадили, и к дате цифрового релиза с ним было более-менее всё понятно. Заниженные ожидания — штука мощная. Да, фильм именно такой, как о нём говорят, но по крайней мере, не испытываешь эпичного разочарования, как после сиквела «Стрэнджа» (вероятно, те, кто не словил фейспалм от фильма, просто смотрели на Элизабет Олсен, а значит, уже не зря потратили своё время), где смена сценариста решила бы все проблемы. Но даже Уолдрон по сравнению с теми, кто писал Морбиуса, чёртов гений.
Пытаться всерьёз анализировать, как бы это сказать помягче, концепцию, было бы жестоко. Из года в год кинокомиксы пытаются (во всяком случае, некоторые) сказать — мы выросли из банальных сюжетов, теперь мы способны на большее, воспринимайте нас без предубеждений. Ну ладно, допустим, «Джокер» с Хоакином Фениксом — неоспоримый пример, быть может, даже ускоренной и внеплановой эволюции кинокомиксов. Что ни говори, а к этому фильму на скептической козе не подъедешь. Феникс там показал неслыханную для кинокомиксов вещь — актёрскую игру, и всё — Грутам в кадре больше делать нечего.
Что же он наделал? На жанр, от которого раньше не ждали многого, нынче смотрят с прищуром — играй, как Бенедикт Камбербэтч, выполняй все трюки, как Том Круз, и гони шекспировский сюжет — не меньше! У Венома на олдскульных рельсах получилось проскочить за счёт своей лихой придурковатости, но не «Морбиусу». В отличие от своенравного пришельца, он эксцентричен только теоретически, отказываясь от Нобелевской премии в начале фильма, а сам по себе он довольно скучный тип. Такое, как «Морбиус», зашло бы без претензий, может, лет двадцать назад, потому что все понимали, речь идёт об экранизации комиксов, и не требовали большего.
Сейчас откат на эту самую двадцаточку обеспечили необнадёживающие отзывы, так что никаких обид, слёз и разочарований. Броню не пробить даже Мэтту Смиту с кринжевым танцем в стиле Тоби Магуайра из фильма «Человек-паук 3: Враг в отражении». Да если уж на то пошло, «Морбиус» целиком похож на этот фильм.
На лицо Смита ужасно ложилась «вампирская» графика. Неясно, почему, в отличие от Морбиуса, Майло не мог управлять летучими мышами, и какие отношения связывают его с персонажем Джареда Харриса, который весь фильм исправно отыгрывал скорее функцию, чем роль типичного доброго доктора, а в финале выдал, что Майло для него больше, чем друг. Это не плохо, просто ничто не предвещало, какой-то скомканный момент. И тогда совет Майло Морбиусу не влюбляться в свою коллегу звучит уже с подозрением на возможный любовный треугольник. Что, в общем, тоже имеет место быть, только в фильме не раскрутили ни ту, ни другую линию. Зачем они вообще тогда были?
Окей, хотите показать крепкую мужскую любовь, отлично, но почему не сделать это с точки зрения достоверности, как, например, в «Ганнибале»? Ведь Мадс Миккельсен и Хью Дэнси там не показывают ничего определённого, но вопросов «Что это было?» не возникает. Там всё понятно. В «Морбиусе», конечно, говорится «мы, избранные, против всех», но это не работает. Впрочем, вообще все романтические линии фильма выглядят вымученными и натянутыми.
Смит — хороший актёр, но ловить ему здесь было нечего. Оттого, может, или случайно, но в «Морбиусе» есть отсылка к его самому известному персонажу. Когда Майло говорит, что по десятибалльной шкале ему больно на одиннадцать, сразу вспоминается «Доктор Кто» — именно такой по счёту была его регенерация.
Героиню Адрии Архоны тоже показали максимально жалкой. Поначалу Мартина даёт понять, что она не просто смазливая медсестра, а серьёзный доктор, и тут же становится жертвой. А потом Морбиус, наконец, обращает на неё внимание, и она окончательно скатывается до типичной девы в беде, главная функция которой самопожертвование и мотивация на поступки главного героя. Даже то, к чему, по идее, самостоятельная героиня приходит в конце фильма, далеко не личное достижение, а то, что, скажем так, ей дали. Ужасно прописанный образ. Опять же, лет двадцать назад это заходило на ура. Например, буквально всё, что делает в «Халке» потрясающая Дженнифер Коннелли, это просто присутствует, но время таких героинь прошло, а в «Морбиусе» вообще нет ни одного сильного женского персонажа — либо муза, либо жертва. Средневековье какое-то.
В фильме есть одна отличительная черта, это так называемый вампирский след и трансформация пространства, когда Морбиус готовится к битве или полёту. Эти визуальные эффекты режиссёру Даниэлю Эспиносе могли бы и в голову не прийти, не смотри его дочь покемонов. Вот уж точно дети наше всё. Но прогрессивным или хотя бы современным не назвать и визуал. С другой стороны, как сваливать на Эспиносу провал фильма, когда и влияние студии отрицать нельзя. Учитывая, насколько сильно она может вмешиваться в творческий процесс, сложно сказать, помогло это в итоге или помешало.
Чтобы справедливо разнести «Морбиуса», можно даже не стараться, но примыкать к толпе избивающих фильм ногами не хочется. «Морбиус» явно вышел не в духе времени и не раскрыл буквально ничей потенциал, но он скорее типичный, чем разочаровывающий. Для всех, кроме Джареда Лето, который опять старался сделать как лучше, а получилось как всегда.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: