Метагалактический мегакинопортал
Первый взгляд на Эйсу Гонсалес, Джона Красински и Натали Портман в «Источнике вечной молодости» Гая Ричи (фото) Озверевший Харрисон Форд на свежих кадрах «Капитана Америки: Нового мира» Саруман Кристофера Ли вернётся в следующем «Властелине колец» В боевик «Никто 2» взяли ещё одного немолодого актёра Без Круза и Фрейзера: режиссёр «Зловещих мертвецов» снимет новую «Мумию»

Освобождение

Emancipation

Монохромная дихотомия

Как любой порядочный актёр, Уилл Смит хочет приходить на церемонию вручения премии «Оскар» не только, чтобы избивать дежурных комиков. Душа алчет всеобщего признания, выраженного в заветной статуэтке. Первый заход со спортивным байопиком «Али» оказался холостым, равно как и второй — критики недостаточно восхитились «В погоне за счастьем». Но бог, как известно, любит троицу — и на 94-ой церемонии Смит не только втащил Крису Року, но и утащил домой награду за «Короля Ричарда».

На тот момент в горниле творческой кузни уже ковалась следующая попытка разжалобить академиков — историческая драма «Освобождение», основанная на реальной истории беглого раба Гордона. Несмотря на задержки съёмок, постпроизводство близилось к завершению, а лента — к релизу. Но инцидент с рукоприкладством вынудил Apple перенести выход с весны на зиму. И вот, наконец-то кино добралось до зрителей.

Если бы не навязчивое стремление Смита к пропаганде традиционных семейных ценностей (ну, это те, где мама, папа и дети), то он вполне мог собрать полноценное комбо для наградного сезона, сделав своего героя инвалидом нетрадиционной сексуальной ориентации. То, о чём раньше только шутили и что высмеивали, нынче стало обыденностью. Но приверженность звезды не позволила углубиться в дебри прогрессивности настолько глубоко, поэтому академикам и им сочувствующим придётся довольствоваться минимумом — душещипательной историей о беглом рабе, угнетаемом белым человеком.

Чтобы не перенапрягать размякшие от умственного труда мозги профессиональных критиков, всё в «Освобождении» нарочито прямолинейное. Вот чернокожие рабы — они сплошь хорошие, угнетённые, честные и вообще цвет нации. В противовес им представлены белые надсмотрщики — сволочи, мрази, подонки и прочие достойные члены общества. Не смея отвлекать интеллектуалов от основного посыла серой моралью, авторы не представили в ленте плохих чёрных вроде дорвавшихся до власти слуг. Их максимум — полукровка, похожий на мексиканца, чья разбавленная кровь отдалила его от народа. Среди белых, правда, встречаются положительные персонажи, но они сугубо эпизодические. Есть ещё Авраам Линкольн, чьё имя произносится благоговейным шёпотом и чья историческая фигура неизменно остаётся за кадром. Подчёркивает категоричность идейного посыла и цветовая гамма — фильм буквально разделяет весь мир на чёрное и белое.

Основной минус картины в том, что вместо художественной ценности, её создатели предпочитают пропаганду. Ради выпуклых чуть ли не до карикатурности образов они забывают про логику повествования, про необходимость увязать разрозненные сцены в драматическую историю, не поправ нарратив и создав для зрителя произведение, а не шаблонную агитку. Главный герой — неизменно гордый, сильный не только духом, но и телом, конфликты решает невербально, но без рукоприкладства, исключительно суровым взором, нахмуренными бровями и непререкаемым авторитетом. Надсмотрщики лишены характеров и мотиваций, они просто измываются над чернокожими, потому что могут, убивая без разбору: фильм тактично игнорирует тот факт, что рабы не только рабочая сила, но и чья-то собственность, следовательно, за подобные проступки нужно отвечать.

Таких моментов множество. Одни, вроде барахтанья сутками в болотной жиже с открытыми ранами без серьёзных последствий, списываются на художественную условность. Другие явно надиктованы повесткой и волей продюсеров: персонаж Смита чрезмерно надменен и откровенно нахален, его в кадре, в отличие от других, толком не пытают, видимо, чтобы не портить имидж. А ведь исполосованная в лоскуты спина — один из ключевых моментов, можно было бы показать сцену экзекуции. Мэл Гибсон, к примеру, не постеснялся снять как надо.

Добавьте вышеупомянутые проблемы с логикой. Персонаж Бена Фостера, на голову переигрывающего главную звезду, читает монолог о служанке, чтобы внезапно озвучить вывод: чёрные не такие глупые, как думают белые. Только вот между историей и выводом нет взаимосвязи, одно не вытекает из другого. Это просто два отдельных блока, соединённых монтажной склейкой. В подобные моменты эмоциональное сопереживание притупляется, так как мозг отторгает столь явную лажу.

Усугубляет бедственное положение актёрская игра Смита, которая по большей части состоит из нахмуренных бровей и насупленного взгляда. Он словно по капле выдавливает из себя раба, стремясь отойти от амплуа весёлого рубахи-парня, вознёсшего его на голливудский Олимп. В довесок к натужному стремлению изобразить мужественный образ прилагается сюжетная линия с семьёй. Она никак не влияет на историю и нужна лишь для очередной демонстрации тяжкого бытия рабов. Её запросто можно вырезать — и фильм ничего не потеряет. Даже наоборот: история протагониста обретёт целостность, начавшись на хлопковой плантации и закончившись там же, когда герой возвращается в составе Цветной армии северян.

Нельзя сказать, что в фильме нет ничего хорошего: Антуан Фукуа — постановщик талантливый, и с этим глупо спорить. Он мастерски создает напряжение в сценах погони, когда герою наступают на пятки в кишащих опасными тварями болотах. Финальная атака на редуты конфедератов хоть и коротка, но выглядит достойно, эдакая дань уважения началу «Спасения рядового Райана». Есть мнение: если бы фильм состоял сплошь из действа, Фукуа его вытянул бы на своём таланте, но когда в ход идут диалоги и монологи, будто выпрашивающие «Оскар», его мастерства явно недостаточно.

«Освобождение» — это стерильная поделка, бездушная консистенция, собранная не творцами, а маркетологами в соответствии со строгими стандартами современных трендов. Намеренные акценты на тяжёлой участи рабов, умышленное игнорирование прочих художественных аспектов, дабы ничто не затмило посыл, перекосы в драматургии и бытовой логике — всё сделано и подано так, чтобы у зрителя не возникло и тени сомнения в необходимости каяться за грехи прошлого. Те же, кто не спешит посыпать голову пеплом, получают проходной фильм, заточенный под наградной сезон.

Поделиться:
Алексей Абросимов
12 декабря 2022

 
Оценка автора
Стерильно
Читательский рейтинг
39%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
30Лазер-шоу «Три дебила» – 651: «Миссия: Красный», «Ручная кладь», экранизация «Рапунцель», «28 лет спустя», «Грязные ангелы»
 
3ЕВА – 612: Убиться об стену
 
4Телеовощи – 579: Отказывающие яйца
 
2Ноль кадров в секунду – 557: Точка входа в Цири
 
5Лазер-шоу «Три дебила» – 650: «Присяжный номер два», посредственная «Моана 2», кастинг «Гарри Поттера», «Ларго Винч 3»
 
0Ноль кадров в секунду
 
 
1Ноль кадров в секунду – 556: Неделя успехов
 
 
3ЕВА – 611: Колхозники и китаянка
 
0Телеовощи – 578: Хогвартский наркоторговец
Ещё

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме Комиксы

Новые комментарии