В девяностые убивали людей,
И все бегали абсолютно голые.
Электричества не было нигде,
Только драки за джинсы с кока-колою.
Как слышим, так и пишем. Как пишем, так и поём. Как поём, так и снимаем. Без трэша балабановских «Жмурок», но с кислотным цветом фантиков от жевательных резинок. Лихие годы бандитского постсоветского периода, когда сбросившие с себя оковы компартии пошли грабить, убивать и приватизировать, «Гром: Трудное детство» распыляет по экрану с обязательными подтёками, словно от баллончика с аэрозольной краской в руках неопытного граффити-художника. С виду (но только с виду) напоминает вполне крепкого и по-хорошему отмороженного «Быка» Бориса Акопова, где Юра Борисов кулаками помогал семье пережить голодную безотцовщину холодного лета 97-го.
Не то чтобы от приквела «Майора Грома» про отрочество любителя шавермы в погонах мы ждали эталонного сочинения на тему «Как я выжил в 90-е». Хотели, чтобы было весело, посочнее и поярче. Ну и чтобы начальство Олега Трофима, который поставил и «Чумного Доктора», и «Трудное детство», не забросило на полпути задумку с превращением печатной продукции отечественного издательства Bubble Comics в дорогой и клёвый кинофранчайз. Как ни крути, а первый большой фильм про Майора Грома — питерского мента, чьими суперспособностями являются неподкупность и обострённое чувство справедливости, — вышел аж два года назад, и релиз его обошёлся не без проблем. Кинотеатральный прокат стартанул так себе, и если бы не запланированный цифровой релиз на «Кинопоиске» вкупе с неожиданно удачным запуском на Netflix, то, вполне возможно, «Чумной Доктор» так и остался бы первым и единственным кинокомиксом в линейке Bubble.
Нынче реалии таковы, что зарубежные стриминги из формулы успеха кинематографической вселенной Bubble автоматически выпадают. Будущее когда-то анонсированного сериала про спецагентшу Красную Фурию непроглядно, как туман над Невой, а кроме упомянутого «Чумного Доктора» у «Пузырей» в загашнике ничего и нет. Точнее, не было до онлайн-премьеры «Трудного детства» — короткометражного приквела «Майора Грома», повествующего о том, как маленький Игорь Гром впервые соприкоснулся с криминальным миром альтернативного Санкт-Петербурга. На фоне — рынки, рэкетиры, шпана, милиционеры и лужи, а на переднем плане Гром-старший по имени Константин вместе с ещё молодым Фёдором Прокопенко охраняют порядок на улицах северной столицы. Второй служит чинно и без самодеятельности, а первый параллельно каждодневной рутине сотрудника угрозыска пытается выйти на след таинственного преступника — суперзлодея Анубиса, закошмарившего абсолютно все местные ОПГ (его боялись даже казахи). Однако ряженый в египетского бога смерти разбойник не так страшен Константину, как перспектива изгадить отношения с сыночком Игорьком.
Небритое лицо Грома-старшего принадлежит актёру Сергею Марину, которого можно было увидеть, например, в сериале «Начальник разведки». Ну а сыгравший Грома-младшего Кай Гетц мелькал в краснознамённом хорроре «Пищеблок». Его разработкой и промоушеном, кстати, тоже заведовал «Кинопоиск». И в разрезе технических аспектов «Трудное детство» напоминает сериал про пионеров-вампиров, где тоже отметились выжигающая глаза неоновая иллюминация и общее ощущение телевизионной стерильности.
Ну да бог с ними, с тонкостями продакшена. Хороший ли приквел подарила «Майору Грому» команда Трофима, вот в чём вопрос. Оправдан ли переход с цоевского «Перемен» на «Буду погибать молодым» от Мистера Малого? Оправдано ли существование этой предыстории?
Оправдано, потому что нам преподнесли убедительный (в рамках кинокомикса, разумеется) фоторобот мальца, которому после выпускного судьбой предначертано лупить гадов на улицах Питера, дабы залечить полученные за 80 минут хронометража психологические травмы, да и утрированную, но симпатичную стилизацию под 90-е никто не отменял. И для «бизнеса» дело тоже хорошее, так как подвели «Трудное детство» к приключениям повзрослевшего Игорька в исполнении Тихона Жизневского ровно и плавно. Ещё и в лучших традициях MCU запилили сцену после титров с не крышесносным, но всё же приятным анонсом.
А есть ли у «Трудного детства» косяки, закрыть глаза на которые не смогут ни преданные фанаты комикса-первоисточника, ни те, кто нарекал (и продолжают нарекать) «Чумного Доктора» без шуток и иронии нестыдным русским кинокомиксом? Вспомните, как в дни скверного бокс-офиса народ как мог поддерживал проект рублём, через соцсети активно зазывая всех подряд купить билет на первого «Грома». Так вот, беда у «Трудного детства» имеется и кроется в том, что почти полуторачасовой приквел слишком быстро «съедается» и не насыщает. Аллюзий на социальные нестабильности и прочие дискуссионные темы, коих хватало в «Чумном Докторе», здесь практически нет — градус политоты резко сполз вниз. Однако даже за неимением оных, без побочных сюжетных линий и крупномасштабных экшен-сцен в «Трудное детство» банально не успеваешь ни вникнуть, ни проникнуться им, ни уж тем более в него влюбиться. Да, приквел. Да, премьера в обход кинотеатров, так ещё и в разгар новогодних каникул, чтобы точно все-все-все посмотрели на отходняках после шампусика и оливье. Но чересчур оно всё рваное, неровное, вторичное по отношению к «Чумному Доктору» — вторичное даже по меркам скромного побочного ответвления основной серии.
Ну что поделать, коли Трофим не абсурдист, не стилист, не контркультурщик, а железной хватки ремесленник, а его «Трудное детство» — эксплуатационный кинематографический продукт. Придаток, который зачем-то нужен, но не особо понятно, зачем именно. Не со всех сторон шероховатый, не шибко запоминающийся и, похоже, нужный для того, чтобы лишний раз бустануть рабочий процесс внутри Bubble Studios.
Видится нам, что цель новенького «Грома» — банально пополнить список студийных проектов, а не стремление создать лютый кинокомикс о благородных камикадзе, спасающих мир без сверхспособностей, так ещё и в декорациях гротескного, акционистского во все поля Санкт-Петербурга 90-х. Прикиньте, тут даже люди умирают не понарошку. Тут сквозь комиксный фильтр проклёвывается тезис, дескать, не просто так предоставленные сами себе дети постперестроечной анархии, вдоволь нажравшись дерьма, пожелали стать лучше своих родителей и начали строить мир, где их отпрыски не будут знать зла. И если «Чумной Доктор» был фильмом категории «посмотрел и забыл», но вполне сносным представителем этой породы, то «Трудное детство» — это просто «посмотрел и забыл». Пылкий и неуклюжий, как хоум-видео, где мелюзга в колготках, играясь в гостиной хрущёвки, кривляется под темку из фильма Mortal Kombat, записанного на кассету поверх детсадовского утренника. «Гром: Трудное детство» — спин-офф потрескавшийся, но всё-таки, если внимательно присмотреться, в его трещинах замаячит свет самобытной киновселенной, которая, надеемся, впредь будет чаще подавать признаки жизни.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: