КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
Нил Гейман хочет уйти из «Благих знамений», чтобы спасти сериал «Невероятно плохо, но всё равно лучшая часть в трилогии» — первые отзывы, посмотревших «Венома 3» Большая демонстрация ремейка Gothic Кит Харингтон рассказал, зачем сыграл неинтересную и проходную роль в марвеловских «Вечных» Воительница из нового «Властелина колец» храбро угрожает мечом безоружному (фото)

Маяковский. Как делать стихи

Краткий пересказ для ленивых вас

Владимир Маяковский прожил всего 36 лет!
Человек!
Гражданин!
Поэт!
Он горел
таким
нутряным пламенем!
Что
в мировую культуру
его вплавило.

Выше так, баловство. Но отрицать влияние Маяковского-поэта сложно. Человек, который не придумал футуризм в России, но очень быстро стал его лицом, причём не только на родине, но и в других странах. Футуристы всегда боролись с догматами старых авторов, и вполне логично, что это литературное течение поддержало пролетарскую революцию. Само собой, сделал это и Владимир Владимирович. Чего ему только потом не приписывали: и подлизывание кровавой власти, и низкопоклонничество перед её лидерами. Но судя по всему, всё было куда проще: если ему что-то нравилось, то Маяковский сочинял про это стихи. Если что-то не устраивало, то… правильно: также сочинял про это стихи.

Владимир Владимирович прожил короткую, но очень насыщенную жизнь, и сам её закончил «точкой пули в конце», как писалось в одном из его стихотворений. Причины для этого были комплексные.

Оставив после себя множество произведений, включая собственную биографию «Я сам», Маяковский своей жизнью породил много других книг. В том числе биографий про самого себя от различных авторов, включая иностранных. А у издательства Alpaca вышел комикс под названием «Маяковский. Как делать стихи». И да, это ещё одна биография.

Умер Маяковский 14 апреля 1930 года, но практически до последнего момента не прекращал свою рабочую деятельность. А 9 апреля 1930 года у него получилось последнее публичное выступление в Институте народного хозяйства имени Плеханова. На тот момент он был сильно болен, но всё равно пошёл туда. Собственно, с этого и начинается комикс. В нём указывается, что он там учил «как делать стихи», хотя это выступление у него случилось намного раньше. Авторы, похоже, для усиления эффекта объединили эти события в одно. В реальности же Владимир Владимирович всю дорогу отбивался от нападок студентов, в итоге переиграв их, пусть победа и досталась ему с великим трудом. Собственно, основной сценарный приём комикса — перемежать выступление с фрагментами биографии поэта.

И тут с этим творятся заметные странности. Мол, в 1909 году Маяковский с мамой и сёстрами помогал эсерам. Штука в том, что в 1908 он вступил в РСДРП, о чём сам писал в своей биографии. И этот побег проводился совместно большевиками и эсерами. Собственно, он помогал общему делу. Комикс эту важную деталь просто теряет. Зато потом появляется момент, который тянется через всё повествование и явно несёт какой-то очень важный художественный смысл по замыслу сценаристов Александра Кондратьева и Андрея Дроздова. А именно то, что Маяковского сажают в Бутырскую тюрьму почти на год, и сидит он в камере 103. Об этом вскользь упоминает он сам, но авторы приписывают ему ненависть к этим трём цифрам, которые потом с завидным постоянством начинают появляться на страницах комикса. К своим личным врагам поэт также причисляет звукосочетание «чик», которое, похоже, олицетворяет холостой выстрел. Всё это, конечно, по задумке должно раскрыться к концу, но выглядит уж очень натянутым.

Дальше идёт рождение футуризма в России, но скорее полное становление его в стране. Маяковский знакомится с Давидом Бурлюком, видным представителем этого движения, и тут всё начинает закручиваться. Собственно, именно тогда Владимир понимает, что хочет быть поэтом, но не просто стихоплётом, а народным и революционным. И тут возникает интересная коллизия: выбрав этот путь, он уходит из партии и начинает усиленно учиться. Да, просто покидает её.

У футуристов в это время всё идёт отлично. Они колесят по всей стране со своими выступлениями, где читают лекции на тему футуризма, а Маяковский декламирует стихи. Именно здесь он оттачивает своё признанное умение работать с публикой. По сути, эти поэты выступили своего рода прародителями стендаперов. В ту пору футуристы были, как мы помним, «пощёчиной общественному вкусу». Наш герой, например, ходил в жёлтой кофте, и это вызывало фурор. Простые были времена.

А вот дальше появляется Лиля Брик — благословение и проклятие Маяковского. Единственная его любовь, а не влюблённость, за исключением одной девушки под конец жизни. Лиля была замужем за Осипом Бриком, но её такие вещи не останавливали. Приверженка свободной любви, она ни в чём себе не отказывала, и очень скоро Осип приобрёл, как сейчас принято говорить, статус «куколда». И они стали жить этакой семьёй на троих, причём с мужем она так и не развелась. Тут возникает важный момент, который, судя по всему, в какой-то мере повлиял на то, что случилось в конце жизни поэта: Лиля никогда не была против интрижек на стороне. Но если у Владимира Владимировича появлялись какие-то серьёзные намерения, тут же принимались все меры, чтобы эту девушку «нейтрализовать». Почему? Потому что эта самая «шведская семья» Маяковский-Брики была обязана продолжать существовать несмотря ни на что. Да и жили они за его счёт. Владимир нравился женщинам, умел с ними себя вести и при любых обстоятельствах оставаться в дружеских отношениях. Такое положение до поры до времени всех устраивало.

После революции Маяковский пишет свою первую пьесу «Мистерия-буфф», её ставят, но успех получается не настолько громкий, каким его представлял себе автор. А вот вторая версия этого произведения чуть позже «срывает банк» и проходит во многих городах страны рабочих и крестьян.

Потом Маяковский начинает работать в Российском телеграфном агентстве (РОСТА), в том числе над теми самыми «окнами». Поэт стал рисовать плакаты на злободневные темы и придумывать к ним рифмованные фразы. Рисовать он научился ещё до того, как стал заниматься поэзией, и какое-то время даже думал посвятить жизнь этому виду искусства. И вот здесь формат комикса разворачивается во всю ширь с примерами плакатов и реплик. Правда тут же в повествование врывается сон о покойном отце с номером 103 на мундире, и снова раздаётся зловещий «чик». Авторы нагнетают как могут.

В 1923 году Маяковский уезжает в Париж: никаких «железных занавесов» тогда и в помине не было. Лиля Брик, конечно же, заказывает ему привезти кучу барахла, и он это всё выполняет. Ездит певец революции не просто так, а везде — выступает с чтением стихов, при этом привозит новые, которые родились под влиянием посещённых мест. Ещё позже поэт даже побывает в США. Отношения с Лилей на тот момент полностью сходят на нет, в основном благодаря тому, что она нашла себе нового ухажора. А раз так, в Америке у Владимира Владимировича появляется дочка от некой Элли Джонс, с которой он знакомится в поездке. Девушкой миловидной и без мужа. Конечно, этот момент в комиксе не могли упустить, но что было, то было. Дочь свою Маяковский увидел один раз в жизни в Ницце в 1928 году, специально организовав эту встречу.

В комиксе также упоминается, что у него был незаконнорождённый сын — Никита Лавинский. Узнали это всё только совсем недавно, а в 2013 году вышел документальный фильм. Уж насколько там всё точно — судить читателю, но в комиксе этот биографический факт тоже присутствует. И здесь Никита по сценарной задумке щёлкает зажигалкой, рождая тот самый «чик».

Дальше в комиксе атмосфера нагнетается по полной программе: показывают, как исчезает семья Бриков, потом внезапно появляется Есенин. А точнее — его уход из жизни в 1925 году, когда он повесился. Маяковский был знаком с ним, и пусть в своё время они частенько задирали друг друга, он уважал его как творца. Смерть Сергея Александровича, конечно, расстроила нашего героя, и поэт выпустил очень сильный стих-эпитафию, который долго и сложно сочинял. Но это было ещё за пять лет до гибели Владимира Владимировича.

Затем комикс показывает, как Маяковский сочиняет прощальное письмо, а оно было написано заранее. А потом читателя настигает неожиданная в плане подачи концовка, так что её читателю лучше увидеть самому.

Нарисовал это всё Аскольд Акишин, очень известный художник. Он, например, делал комикс «Амон Ра» по Пелевину и, внезапно, «Машу и Медведя». Нарисовано всё очень стильно: чёрно-белое изображение, персонажи вполне узнаются, их художник не низвёл до уровня плохих карикатур. Но если нужно, будет и плакатная графика, и даже шаржи: такая смена стиля реализована интересно. В плане художественного оформления вопросов к комиксу нет. У него также гигантское количество альтернативных обложек, причём их мини-версии располагаются в конце книги в качестве дополнительных материалов. И в придачу — QR-код на галерею. Поучаствовали, похоже, почти все российские художники нашей отечественной комикс-тусовки и даже несколько иностранных. Разглядывать интересно.

«Маяковский. Как делать стихи», несмотря на отличное графическое исполнение, напоминает эдакий вариант краткого изложения для школьников, хотя они — явно не целевая аудитория этой книги. В этой иллюстрированной биографии заметен слишком большой акцент на чете Бриков, а подача истории довольно бессвязная. И только несколько раз упомянутые «103» и «чик» искусственно тянутся красной линией на протяжении всего произведения. Нет причин и следствий, есть моменты… и всё. Плюс, присутствие неких художественных искажений для созвучия с главной идеей комикса. Проблема в том, что замысел получился невнятным и размытым. Хотели показать, что его убила революция? Неочевидно, хотя именно это, похоже, и предполагалось сценаристами. Но всё настолько «промямлено», что приходится вставлять слова Галины Юзефович на задней обложке, чтобы дошло до самых непонятливых.

Только вот на самом деле всё было сильно сложнее, и многие детали этой головоломки здесь просто отсутствуют. Желающим узнать про жизнь Маяковского лучше почитать «Точку пули в конце (Жизнь Владимира Маяковского)» Александра Михайлова. Это биография без экзальтации и воплей о кровавости и палачестве советского режима, всё чётко и без перегибов. Ну и, конечно, читать самого поэта: там тоже всё есть, пусть и не всегда явно. Комикс же получился как реклама, которой не брезговал сам Владимир Владимирович: броско, эффектно и… пусто. Красивые иллюстрации и невнятное содержание. Что ж, могло быть гораздо хуже.

   
   
Поделиться:
Михаил Александров
17 января 2024

 
Оценка автора
Стерильно
Читательский рейтинг
0%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Ноль кадров в секунду
 
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 644: Документалка «Я расист?», «Замри», «Мужское слово», замена Джеки Чана, секс в кино и сериалах
 
3ЕВА – 605: Долой свободу, даёшь рабство!
 
9Телеовощи – 572: Срочно добавляйте феминизм
 
6Ноль кадров в секунду – 550: Приветы из прошлого
 
9Лазер-шоу «Три дебила» – 643: «Дикий робот», «Блуждающая тень», лучший сиквел «Гладиатор 2», «Чужой: Ромул» на VHS
 
21ЕВА – 604: Лучшие токсичные отношения
 
1Телеовощи – 571: Белок для роботов
 
2Ноль кадров в секунду – 549: Оживший Суп в большом городе
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 642: «Субстанция», «Затерянное место» Александра Ажа, «Домовёнок Кузя», экранизация мема «Ждун»
Ещё

Новые комментарии