Метагалактический мегакинопортал
Певица и актриса Андра Дэй играет Афину во втором сезоне фэнтези «Перси Джексон и Олимпийцы» Фантастическая мелодрама «ON и Она» получила трейлер Джейми Ли Кёртис и Линдси Лохан орут на первом кадре комедии «Чумовая пятница 2» Красотка Вампирелла отправится на Северный полюс Эйса Гонсалес и Аарон Пол на фоне фантастического ужаса — постер фильма «Пепел»

Еретик

Heretic

Atheists! Assemble!

В 1791 году молодое американское правительство ратифицировало несколько поправок к своей Конституции, в том числе и так называемую Первую поправку, помимо свобод слова, печати и собраний утверждающую и свободу вероисповедания. Благодаря ей граждане США уже две сотни с лишним лет поставляют мировой культуре истории про всяких Чарли Мэнсонов и Ронов Хаббардов, кровавые секты и массовые самоубийства прихожан рандомных коммун, а также про пускай вполне узаконенные, но всё равно устрашающие течения на манер Церкви Сатаны и мемные сообщества по типу пастафарианцев.

«Еретик» — такой же продукт жизнедеятельности заморского религиозного мыслеобразования и всех вытекающих из него трагедий, противоречий и, конечно же, лулзов. И продукт рабочий. И в наших реалиях и к нашему менталитету тоже, как ни странно, применимый и для российского зрителя съедобный. И на уровне дискуссионного «авторского триллера» (а чего ещё вы ожидали от студии A24?) очень привлекательный.

В «Еретике» выбор конфессии сравнивают с определением предпочтений в фастфуде, Писание подводят к Джа-Джа Бинксу, а речь дяди Бена про большую силу и большую ответственность — ясен хрен, к Вольтеру. Через плагиат в современной музыкальной индустрии «Еретик» изучает наличие схожих мотивов в совершенно разных по своему содержанию мировых религиях. Даже существование и устранение отдельных священных догматов там объясняют не жизненной необходимостью, а потребностью замести следы деяний духовных лидеров, за которые в цивилизованном обществе принято делать «а-та-та». Иными словами, пугает фильм не форматом «мясо, матюки, убийства и голые сиськи», предпочитая заваливать зрителя теологическими откровениями и фактами из «Википедии», которые и не были столь тревожными, если бы их озвучивали в каких угодно других декорациях, а не в здешнем деревянном домике на холме, одновременно уютном и жутком. Геометрия у данной лачуги вычурная и из-за операторской работы Чона Джон-хуна — частого соратника режиссёра «Олдбоя» Пака Чхан-ука — ощущается она будто бы плавающей в эфире, размытой и непостоянной в своих формах, как и сознание героев «Еретика».

Фильм, к слову, снятый дуэтом сценаристов «Тихих мест» с именами Скотт Бек и Брайан Вудс, презентует нам морщинистого Хью Гранта (кто вообще догадывался несколько лет назад, что его ожидает настолько мощный буст карьеры на седьмом-то десятке) в амплуа безобидного внешне, но жестокого внутри маньяка, что увлекается учениями о божественном и своими страшными экспериментами пытается вывести религиозное мышление человечества на доселе недостижимый уровень. А его подопытными, и по совместительству единственными собеседниками («Еретик» — триллер, в первую очередь, разговорный), стали молодые девушки Софи Тэтчер и Хлоя Ист. Актрисам достались роли двух служительниц мормонской церкви, что открыли двери одиноко стоящей на возвышенности избушки с мыслями о великодушии Всевышнего, слушая любопытные пассажи о вере от интеллигентного старика и вдыхая аромат черничного пирога. Но на выходе они столкнутся с участью похуже смерти. Или же открытый финал ленты — он не про гнетущую обречённость, а про долгожданное спасение? Тут уж каждый зритель сам должен для себя решить, ради чего фанатик Грант свой кровавый ликбез богобоязненным красавицам учинил и насколько эффективными оказались его нестандартные методы «религиозного воспитания». Завершим же этот абзац цитатой одного незнакомца, что покидал сеанс «Еретика» в кинотеатре вместе с автором данной рецензии: «Фильм не страшный, но вещи, про которые там говорили, — вот от них как-то ссыкотно становится».

Много за что можно хвалить «Еретика», и за добрым словом аккуратно припрятать небольшие претензии к тому, что в данном произведении словесная напряжёнка под конец повествования переходит в более-менее конвенциональный хоррор с ощутимыми запинками. В хоррор столь хрупкий, что даже просмотр трейлера картины рискует подпортить зрителю грядущие впечатления — некоторые кадры и некоторые реплики из «Еретика» необходимо увидеть внутри хронометража, а не вовне его.

За всё остальное всем причастным «спасибо». Не только режиссёрам, но и сценаристам Беку и Вудсу. Лицедеям Гранту (особенно Гранту!), Тэтчер и Ист. Уже упомянутому оператору Джон-хуну. Ещё не упомянутому монтажёру Джастину Ли, чья «нарезка» по всем академическим стандартам попадает под категорию «высший сорт». Композитору Крису П. Бэйкону, сочинившему музыку, что синхронизирует неведение героев с неведением зрителя параллельно цоканью часовых механизмов, которыми набит проклятый старый дом, где вершится не то дикое преступление, не то спасение всего рода людского от духовной слепоты.

Видит Бог, поначалу хотелось повыискивать в «Еретике» критические недостатки, и поругать современный хоррорстрой, и покритиковать студии а-ля A24, которые, стремясь быть не такими как все и оторваться от задалбывающего мейнстрима, сами начали превращаться в задалбывающий мейнстрим.

Видит Бог, хотелось.

Видит Бог, не получилось.

Поделиться:
Сергей Чацкий
15 ноября 2024

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
67%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
1Телеовощи – 579: Отказывающие яйца
 
0Ноль кадров в секунду
 
 
5Лазер-шоу «Три дебила» – 650: «Присяжный номер два», посредственная «Моана 2», кастинг «Гарри Поттера», «Ларго Винч 3»
 
0Ноль кадров в секунду
 
 
1Ноль кадров в секунду – 556: Неделя успехов
 
 
3ЕВА
 
 
0Телеовощи – 578: Хогвартский наркоторговец
 
3Лазер-шоу «Три дебила» – 649: «Хищные земли», «Конклав», мюзикл «Злая», «Руки Вверх!», праздничные сборы, «Крэйвен-охотник»
 
1ЕВА – 610: Drama Queens
Ещё

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме