Мало что способно так вывести из себя зрителя, как жадность современных киноделов. Посмотреть дорогущий голливудский блокбастер стоимостью в триста миллионов денег — и найти там спецэффекты, от которых расплачется даже «Газонокосильщик». Услышать про экранизацию одного из мультфильмов детства и сразу понять, что режиссёр затеял её только после грандиозного успеха «Чебурашки». Прийти в кино на экранизацию повести размером всего-то в 30 тысяч слов и узнать, что полуторачасовой фильм — это всего лишь первая часть из запланированной то ли дилогии, то ли трилогии, Тотошка их разберёт.
«Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича» — это клинический случай сочетания вышеупомянутой жадности и бесталанности киноделов. Да, великий и ужасный Питер Джексон тоже умудрился растянуть маленького «Хоббита» на целую трилогию (тут, скорее, стоит винить студию, но это уже частности), но у него получились три пусть и не самых гениальных, но крепких, зрелищных, увлекательных и местами даже эпических фильма. Если ты жадный, но талантливый — зритель тебя поймёт и простит. А если жадный и не уличён в гениальности — ты студия «Централ Партнершип» и режиссёр Игорь Волошин в одном лице.
Сложно сказать, кто больше всех накосячил в истории «Дороги из жёлтого кирпича», но зрителю это до лампочки. В сухом остатке вышло так, что не самую большую, но безумно увлекательную и насыщенную приключениями детскую книгу умудрились отделать как бог летучую обезьяну. И она этого, конечно (книга, не обезьяна), не пережила.
Изумруды и стекляшки
Новейшая экранизация повести Александра Волкова кое-что делает правильно и буквально несколько вещей — через известное место. Увы, второе откровенно перевешивает.
Для начала, «Волшебник Изумрудного города» очень неплохо выглядит, особенно когда действие происходит днём. Видно, что художники по спецэффектам и гримёры не зря ели свой хлеб: вот красочная Голубая страна, в которой живут Жевуны, вот вполне приличный ураган (безо всяких откровений, но тем не менее), вот симпатично выглядящие Страшила и Железный Дровосек, а вот вполне себе нормальный Трусливый лев. Да, это далеко не диснеевский Симба, но надо же с чего-то начинать отечественным смотрителям кинозоопарков?
Актёрская игра Екатерины Червовой, которая изображает Элли, тоже вызывает куда меньше вопросов, чем кому-то могло показаться по трейлерам. Это обычная современная девочка — где-то радуется, где-то грустит, где-то немножко истерит, где-то вполне убедительно стыдится своих некрасивых поступков. Местный Тотошка (ах, простите, он просит называть себя Тотонием) вообще прекрасен — «актёра» по имени Уджер любит камера (вы вообще встречали нехаризматичных джек-рассел-терьеров?), озвучка хороша, дополнительная компьютерная анимация уместна и не отвлекает.
Более того — основные события книги экранизация воспроизводит не то чтобы с поразительной точностью, но хотя бы без свойственного некоторым представителям жанра пренебрежения (вот разве что без небольшого «предательства» Элли можно было обойтись). Всё или почти всё на месте: есть и знаменитое маковое поле, и мышиная королева Рамина, и встреча с Людоедом, и даже сражение с Саблезубыми Тиграми. Даже история превращения обычного Дровосека в Железного пересказана чуть ли не слово в слово, а это ведь тот ещё ужастик.
Но тут на несчастную экранизацию и начинают валиться проблемы — одна за другой. События «Дороги из жёлтого кирпича» покрывают ровно половину книги Волкова, а это тянет от силы на тридцать-сорок минут экранного времени. Из этой неловкой ситуации киноделы находят привычный выход — начинают растягивать хронометраж и фантазировать. Фантазировать и растягивать хронометраж.
Так в повествовании появляется Урфин Джюс, который по-хорошему должен когда-нибудь удостоиться сольного фильма. В качестве камео этот персонаж смотрелся бы нормально — всё-таки этот тип действительно служил злой волшебнице Гингеме. Но как полноценный персонаж в истории про поход к Изумрудному городу — уж простите. Сюжетная нелёгкая забрасывает Урфина в услужение Бастинде, делая из великого завоевателя обычного пресмыкающегося слугу. В миньоны злой волшебнице добрые дяди-сценаристы производят ещё и Кагги-Карр — немного сварливую, но безусловно положительную ворону из книги. Ещё и меняют бедняге пол вместе с расцветкой, но это как раз в духе проклятой современности.
Бесячая Ведьма Запада
Но самым проблематичным персонажем во всей «Дороге из жёлтого кирпича» неожиданно оказывается Бастинда. Сценаристы, по какой-то непонятной причине уверовав в свою гениальность («Ну мы-то поумнее этого Волкова будем, верно?»), решили сделать её главной антагонисткой всей истории. А значит — выделили ей добрые полчаса экранного времени, которые проходят в мрачном тёмном замке, где Бастинда только и делает, что злоумышляет, вещает неприятным голосом и чудовищно кривляется. Кошмарное, душераздирающее зрелище.
Светлана Ходченкова — прекрасная актриса, но «Волшебник Изумрудного города» — самая слабая её роль. Когда хороший актёр выдаёт плохую игру, в этом принято винить режиссёра. Что ж, не будем нарушать традицию и назначим главным виновником всех безобразий Игоря Волошина. Под его чутким руководством от сцен с Бастиндой хочется то зевать, то закатывать глаза, то просто свалить уже из зала, чтобы не смотреть на это непотребство. А ведь нас ждёт ещё целая вторая часть «Волшебника Изумрудного города» с подзаголовком «Злая ведьма» — там, по идее, Бастинде должны уделить ещё больше внимания. Пожалуйста, только не это.
Забавно, что план сделать Бастинду главзлодейкой, которая стоит за всеми злоключениями главных героев (от макового поля до встречи с Людоедом), мог бы сработать, но актёрская как бы игра Ходченковой и бесконечная затянутость всех сцен с её персонажем ставят на затее жирнючий крест. «Дорога из жёлтого кирпича» вообще безумно тягучее кино, в котором даже динамичные сцены длятся ровно в два раза дольше положенного, а выглядят в пять раз менее зрелищно, чем хотелось бы. За это, надо полагать, большое спасибо снова стоит сказать режиссёру.
А самое обидное во всём этом вот что: киноделы могли не жадничать, а просто немножечко включить мозги. Александр Мелентьевич Волков, великий и ужасный, давно о них позаботился, написав для цикла «Волшебник Изумрудного города» целых шесть книг — причём в совершенно разных жанрах, включая едва ли не научную фантастику. Знай экранизируй по принципу «одна книга — один фильм»! Этого литературного запаса хватило бы лет на десять-двенадцать, даже если выпускать по одной картине в год. Просто это были бы пусть и не гениальные, но уж точно не столь занудные экранизации.
Увы, нынешний подход хоть и не выдерживает никакой критики в художественном плане, но финансово, судя по рекордным сборам «Дороги из жёлтого кирпича», полностью оправдан. А захотят ли зрители высказать своё дружное «Фу» такому наглому надувательству — это ещё большой вопрос, ответ на который мы узнаем лишь через два года, после выхода «Злой ведьмы». Почему-то кажется, что вряд ли.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: