В 2014 году у головоломки Q.U.B.E. появилась «режиссёрская версия». Это был необычный и достойный уважения эксперимент: авторы попытались добавить повествование в игру, годами обходившуюся без какой-либо внятной истории. Получилось на удивление неплохо: сценаристы умудрились обернуть себе на пользу и то, насколько чужеродным казалось навешенное на набор физических задачек повествование, и то, сколь явно Q.U.B.E. паразитировала на идеях культовой игры Portal.
Но то было тогда. При создании Q.U.B.E. 2 авторы из студии Toxic Games твёрдо решили не повторять былых ошибок и проработать сценарий одновременно с геймплеем.
Это, как ни странно, сиквелу на пользу не пошло.
Не будем, однако, забегать вперёд и делать вырванные из контекста заявления. Лучше начнём с того, что Q.U.B.E. 2 — достойный сиквел, который должен прийтись по вкусу всем любителям первой части. Это всё та же добротная головоломка с видом из глаз, завязанная на взаимодействие с плитками разных цветов и функций (красные выдвигаются, синие пружинят, а зелёные порождают кубы, которые надо толкать и пружинить). Часть элементов из предшественницы до продолжения не добралась, но жалеть об их утрате не приходится, ведь на сей раз игроку практически в самом начале дают то, что когда-то давали в конце, — возможность лично выбирать, какую из активных плиток в какой цвет красить. Может, именно поэтому количество цветов и сократили — излишнее число вариантов усложнило бы не только создание, но и решение заданий. Головоломки, однако, всё равно постоянно развиваются и обрастают новыми элементами на всём протяжении Q.U.B.E. 2 — просто они не расширяют куботворительную основу серии, а накладываются как бы «поверх» оной. Скажем, появляется масло, сильно уменьшающее трение кубов и позволяющее их поджигать. И магнитные платформы, притягивающие или отталкивающие кубы. И шары, которые как кубы, только без углов (революция в геометрии, да). В общем, скучать не приходится.
Только вот иногда скука всё-таки подбирается до неприятного близко. И происходит это не из-за головоломок, а из-за их подачи. Вместо того чтобы позволить героине планомерно пробиваться к цели сквозь череду вычурных комнат-задач, весь второй акт её кидают к разным гигантским генераторам и говорят: «А теперь броди по этажу, решай головоломки и запускай маленькие генераторы, чтобы запитать большие». Ощущение постоянного прогресса сходит на нет, а решение головоломок превращается из исследования неведомого инопланетного сооружения в рутинные будни футуристического слесаря. Мелочь, скажете? Да, мелочь. И испортить впечатления от хорошей игры она не в состоянии. А вот слегка их омрачить — запросто.
И сложно отделаться от ощущения, что виноват в этом именно сценарий. Что авторы создали сюжет, неплохо продолжающий и развивающий идеи из первой части, но не смогли растянуть его так, чтобы диалогов хватило на десятки головоломок, придуманных дизайнерами уровней. Можно было налить в диалоги ещё больше воды. Можно было выкинуть часть локаций, пожертвовав длиной игры. А можно было искусственно замедлить темп повествования, сохранив оба элемента Q.U.B.E. 2 в целости.
Авторы выбрали третий вариант — и, пожалуй, не прогадали. Хотя было бы ещё лучше, придумай они более сложную и насыщенную событиями историю. Если верить примеру Portal 2, то так тоже можно.
Увы, Q.U.B.E. 2 далеко до вершин, взятых Portal 2, равно как и первая часть Q.U.B.E. не могла тягаться на равных со вдохновившей её легендой по имени Portal. Дилогия от Valve относилась к той редкой породе игр, которые хотелось рекомендовать всем и каждому независимо от их предпочтений, потому что упускать подобный уникальный опыт было непозволительно. Студия Toxic Games же создала две хорошие физические головоломки, которые доставят немало приятных минут любителям жанра, но едва ли порадуют более широкую аудиторию.
Ну и пусть. Не всем играм дано быть великими. Некоторым достаточно быть очень хорошими.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: