← Все рецензии | Об игре | Видео / 27 | Кадры / 25 | Постеры | Разное / 20 | Фанарт |
Если бы игровая серия Metro решила остаться под Москвой ещё на одну часть, кто знает, насколько интересно было бы исследовать непроглядный мрак подземки в третий раз. Не факт ведь, что фантазия сценаристов шагнула бы ещё дальше, дабы удивить игроков новыми нестандартными ситуациями, сюжетными поворотами, видениями героя и развесистой «клюквой» про плохой «Рейх» и ещё более отвратительных коммунистов. Для Metro Exodus был выбран, пожалуй, самый простой, но эффективный путь: кардинально сменить обстановку. Ценой этого стала аутентичность мира Metro, которая раньше ощутимо отличала его от вселенной S.T.A.L.K.E.R.
Те, кто читал книжную серию Дмитрия Глуховского, сразу заметят очередные расхождения в сюжетах. И хотя точки соприкосновения с «Метро 2035» всё же есть, сделаны они, похоже, только для того, чтобы главный герой Артём наконец-то выбрался из разрушенной столицы и пустился на поиски приключений по практически неповреждённой железной дороге. Здесь-то 4A Games и дала волю фантазии, ведь больше не нужно было ютиться в узких рамках подземных лабиринтов, Полиса, тёрок нацистов, «красных» и Ганзы, попутно не забывая про «Спарту». На платформу повествования Metro Exodus выходят разношёрстные сектанты, людоедствующие военные и заматеревшие от дикой жизни пионеры.
Постоянная смена обстановки идёт игре на пользу, обновляя впечатления каждые три-четыре часа и не давая происходящему приесться. Часто за локальными историями следить даже интереснее, чем за общей сюжетной канвой, в которой почти до конца кампании изрядно раздражает Мельник. Мало того что старый вояка будто и не замечает, что в прошлой части у него оторвало обе ноги по колено, так ещё он регулярно закатывает истерики главному герою, хотя сам не единожды по-крупному косячит, не замечая собственной глупости. Поэтому гораздо приятнее просто прогуляться по заболоченному берегу Волги, живописным лесам неподалёку от детского лагеря «Солнечный» или засушливому Каспию, где аборигены играют в «Безумного Макса», а заседающий в высокой крепости авторитет прикидывается Несмертным Джо.
Впервые в серии разработчики дарят игроку толику свободы, чередуя кишкообразные уровни с просторными локациями. Нововведение отличное, да только разбавить бы его в будущем сайд-квестами с более достойными наградами — пока же любопытство игроков поощряется материалами для «крафта», оружием, частями брони, а иногда и просто лишними неприятностями.
Суть геймплея при получении свободы всё равно не меняется, а из игры никуда не делись два стиля прохождения: агрессивный и мирный. Второй из них, пожалуй, впервые не выглядит наивной условностью, нужной для получения, например, хорошей концовки, а напрямую влияет на судьбу втянутых в эпизод героев и самого протагониста. Да и многие из встреченных противников таковыми по правде не являются. Непросто устраивать геноцид обманутым суевериями людям или честным дикарям с комсомольским уставом жизни, когда ты всего лишь мимолётный гость в их гармоничном мире, а не воображаемая верхушка пищевой цепи. К тому же исследовать мир в Metro всегда было интереснее, чем стрелять.
Вот с людоедами и моральными дилеммами здесь как-то попроще, хотя сам эпизод с каннибалами — наглядная иллюстрация логики, наевшейся слабительного. Опционально пострелять можно ещё и по бандитам, которые смешно ругаются и навевают воспоминания о подвале Сидоровича, «маслинах» и прочих прелестях Зоны. Ну а в плане остальной фауны значимых изменений нет. Если нет особого желания сталкиваться с самыми клыкастыми и опасными из мутантов — лучше лечь отдохнуть в многочисленных убежищах и действовать днём, когда зверьё в основном спит, но просыпается местная мафия.
Отдельное спасибо стоит сказать художникам и тем, кто отвечал за музыку и звук, так как происходящему веришь во многом благодаря их стараниям. Летняя тайга, заброшенные деревни, ядовитые болота, бункеры горы Ямантау, промёрзший Новосибирск и всё остальное выглядят настолько великолепно, насколько это вообще возможно на технически обедневших консолях. Что уж говорить о красотах, которые встретят обладатели топовых видеокарт и процессоров.
Однако чисто в техническом плане Exodus всё ещё не хватает классического западного лоска: украинцы научились мастерски режиссировать события, а физика тел всё так же похожа на мешки с ватой, анимация сбоит, Артём периодически застревает в объектах. Помимо технических нелепостей хочется отдельно пожурить разработчиков за традиционную тягу к клише. Американский боевой товарищ даже спустя 20 лет жизни среди русских режет слух своим «амерьиканским аксентом», а одну из главных героинь эпизода в каспийском регионе, похоже, и вовсе озвучивали «вслепую», просто дав установку максимально коверкать язык.
Недостатки Metro Exodus не настолько значительны, чтобы игра стала посредственной, но и места среди великих корифеев ей ни сейчас, ни в будущем не найти. Это визуально прекрасная история с яркими образами и потрясающим вниманием к мелким деталям, которая тем не менее находится в активном поиске самой себя, ведь от классического Metro здесь только начало и конец игры да пара бункеров.
Что до нелёгкого решения «брать или не брать», то при его принятии стоит ориентироваться не на капризы издателей и какие-то войны торговых площадок, а на то, готов ли игрок окунуться в новую историю о приключениях Артёма, где впервые в серии промозглой подземки почти не будет. 4A Games специально для этого соорудила финал, достойный как законченной повести, так и прелюдии к продолжениям. Очередь за аудиторией: ей решать судьбу одной из немногих студий на постсоветском пространстве, способной делать качественные игры мирового масштаба.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: