Стэн Ли однажды сказал: «Комиксы, на мой взгляд, — это сказки для взрослых». Весьма простая, но мудрая мысль, особенно если учесть, что в детстве сказки были нашими сериалами, блокбастерами и «КГ-Порталом». Вечерами мы частенько заслушивались какой-нибудь волшебной историей, постепенно проваливаясь в объятия Морфея. Тени на стенах и шторах оживали под убаюкивающий мамин голос, а воображение, ничуть не скованное сном, рисовало картины, ради которых художники современной кинофантастики сыграли бы в русскую рулетку. Это было самое счастливое время. И вернуть его, увы, нельзя. Что означает лишь одно: многие, становясь взрослыми, безжалостно убивают своего внутреннего ребёнка. Не надо так, друзья. Детоубийство — тяжкий грех.
Современные кинокомиксы, равно как и сказки, изобилуют хэппи-эндами. Довольно устаревший подход, ведь красный гриф «для взрослых» обязывает к более решительным и жёстким экспериментам с материалом (речь не о сиськах, если что). Вызов, принять который не в состоянии абсолютное большинство популярных голливудских франчайзов, зовётся Смертью. Оно и понятно, учитывая среднестатистические предпочтения публики: на каждого адепта гибельного фатума и безысходности с подведёнными чёрной тушью глазами приходится ватага скандирующих всякое и улюлюкающих болельщиков с раскрашенными в командные цвета лицами, не готовых прощаться с любимыми героями ни под каким соусом. Их тоже можно понять.
Прошлогодняя «Война бесконечности» справилась с непривычным вызовом старухи с косой на ура, но и была кульминацией многолетней эпопеи. Престарелой королевой в пчелином царстве, вокруг которой на протяжении десяти лет возводился многоэтажный улей. Заметьте, без своего трона королева бесполезна. Это отнюдь не проблема, это чистая логика. Создатели демонтировали фундамент, на котором долгое время зиждились строгие сюжетная и эмоциональная завершённость каждой отдельной картины (даже сольников в составе именных трилогий), но сделали это своевременно. Marvel всегда хорошо сочетала «сериальность» с кинематографичностью, просто настало время сварганить королевское блюдо для самых искушённых ценителей, знаете ли. Именно тогда вселенная расцвела в полную силу!
Минуточку. Если «Мстители: Война бесконечности» были кульминацией, то что же такое «Мстители: Финал», спросите вы. Сиквел кульминации? Не пора ли четвертовать тех, кто растягивает классический формат трилогии до тетралогии? Удивительно важный вопрос. Авторы отвечают на него столь изящно, что даже доктор Ватсон разразился бы стоячей овацией. «Финал» — нечто принципиально иное. Это подарок. Любовное письмо зрителю, прошедшему весь путь вместе с героями от начала и до конца. Метафорическая перчатка Таноса, инкрустированная настоящими Камнями Бесконечности — фильмами киновселенной Marvel. Точнее, ключевыми датами и событиями киновселенной. В последней серии зрителю наконец-то дают побаловаться этим чудом техники. Как работает сия шайтан-машина? Очень просто: надеваем её на руку, щёлкаем пальцами — и отправляемся в ностальгическое путешествие по волнам памяти. Поразительный эффект, активирующий массу психологических якорей из прошлых лет.
Колёса межпространственного поезда ритмично постукивают, в подстаканнике дребезжит стакан со сладким чаем, а за окном несутся стада непуганых дежавю. Каждый из нас хотел бы вернуться в детство, но смотаться на десяток лет назад — тоже неплохо. В попытке сделать всё правильно братья Руссо слегка переборщили и сделали всё идеально. Продолжение «Войны бесконечности» должно было стать наглядной иллюстрацией того, как киноделы нарушают установленные ими же правила игры в угоду замшелым стандартам развлекательного кинематографа (иными словами, устраняют все неприятные последствия «по щелчку»), но вместо этого стало оригинальным и громогласным гимном золотой эпохи кинокомикса.
Природе не свойственны иррациональные планы. Танос сделал своё дело, после чего подтвердил содеянное размашистой кровавой подписью на жертвенной плоти. Изменённая реальность навсегда закрыла тысячи путей, но… открыла множество новых. Некоторые умудрились обрести в этом хаосе самое ценное из того, что может желать человек. Некоторые потеряли всё, увы. К вопросу о юморе и здоровом оптимизме в усечённом мире: как вы считаете, подкорректированная лиловым титаном вселенная наполовину пуста или наполовину полна? А? Каждый решает для себя, безусловно. Опять же, всяк переживает случившееся по-своему. Одни учатся справляться с биполярочкой и обретают внутреннюю гармонию, другие заливают горести алкоголем и отращивают сексуальное пивное брюшко, третьи яростно косплеят Джона Уика.
Неспешная подводка к активным действиям, занимающая изрядную долю монструозного трёхчасового хронометража, настраивает зрителя на нужный лад. Успокаивает, исцеляет его. Похожим образом работают первые две серии восьмого сезона «Игры престолов» — другого громкого финала этого года. Бальзам на душу как он есть! Воображаемые посиделки со старыми друзьями у потрескивающего очага, разбавленные отличными шутками, трогательными байками, крепкой выпивкой и тревожным предчувствием неизбежного. Прежде чем приступить непосредственно к операции, опытные хирурги Руссо очищают и промывают фанатские раны, оставшиеся после стремительной и жестокой, словно поножовщина в баре, «Войны бесконечности». Заметно, что авторы и сами не горят желанием прощаться со сказкой: слишком многое связывает их с этим миром. Очень уж много сил и души было вложено. Да и внутренние дети рыдают горючими слезами, дополняя своими всхлипываниями и без того драматичные звуки оркестровых и джазовых секвенций.
Дружеские посиделки у огня — это хорошо, но боевой рог трубит общий сбор. В строй возвращаются персонажи, которым не нашлось места в предыдущей части, и это дарит повествованию второе дыхание, хотя без определённых спорных моментов технического характера всё же не обходится. «Финал», разумеется, не отказывает себе в привычном жонглировании фирменной марвеловской псевдонаучной мутью, а классический «Бог из машины» в какой-то момент резво вываливается на сцену, потрясая жирными боками и задорно хохоча. С другой стороны, «Финал» не хочет (и не должен) перечить отцу семейства — «Железному человеку». Если кто-то желает покритиковать магический реализм заключительной части, ему стоит вспомнить, как Тони Старк, сидя в пещере, собирал на коленке реактор холодного термоядерного синтеза из говна и палок. Кстати, в «Финале» мистер Старк лишний раз утверждается в звании гениального изобретателя, чего не случалось уже давненько.
Итак, все в сборе. Боевой рог трубит тревогу. Пора! «Война бесконечности» была головокружительным и бескомпромиссным аттракционом, поражавшим обилием экшена. «Финал» берёт не столько количеством, сколько качеством и эмоциональным накалом. Совокупность всех событий и обстоятельств, предшествовавших последней части саги, позволяла рассчитывать на битву библейских масштабов, и самые смелые ожидания любителей грандиозного экшена оправдались полностью. Если вы одержимы потусторонними сущностями, «Финал» заменит вам сеанс экзорцизма, ибо даже ваши демоны вылезут наружу, чтобы поглазеть на разрывающее границы кинотеатрального экрана визуальное безумие. «Аквамен» с его роскошной подводной феерией бледнеет и сползает по стеночке. И раз уж вспомнили о море: на свете нет ничего прекраснее и страшнее морского шторма на фоне испещрённого молниями багрово-пепельного неба, однако некоторые батальные сцены «Мстителей: Финала» максимально близки по красоте и величию к данному природному явлению.
А после шторма всегда наступает штиль. Из-за грозовых туч пробиваются бархатные лучи солнца, мягко озаряя усеянный обломками кораблей и ракушками берег. Опустошённый зритель бредёт по мокрому песку, не в силах вымолвить ни слова. Потом садится на перевёрнутую шлюпку, разбившуюся об острые камни, и долго смотрит куда-то вдаль, за горизонт. Там, за морем, наверняка есть новая жизнь, но хотим ли мы туда? Пожалуй, не время думать об этом. Сегодня мы прощаемся со сказкой, многие годы поддерживавшей в наших сердцах искорку детской радости. Прощаемся со старыми друзьями.
Но не грустите сильно, ведь истинная дружба вечна.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: