Квесты — это жанр, который уже не раз хоронили и чуть ли не заливали бетоном, но он всегда процарапывался наружу, чтобы порадовать игроков интересными сюжетами и заковыристыми задачками. Вышедшая не так давно очередная часть приключений Ларри показывает, что несмотря на миграцию Daedalic Entertainment (бывших спасителей жанра) ближе к вотчине Дэвида Кейджа, есть ещё на свете место для квестов с неплохими бюджетами. К этой же категории можно отнести и свежую Irony Curtain: From Matryoshka with Love.
Как известно, данный жанр устойчиво стоит на двух китах: сюжете и загадках. Остальные слоны и черепахи — графика там, музыка и прочие излишества — тоже важны, но не основополагающи. Так вот, в новеньком квесте от Artifex Mundi всё неплохо с игровым процессом и отвратительно со сценарной составляющей, но начнём с хорошего.
Irony Curtain прекрасно и ярко нарисована. Пусть экранов не так много, но все они неплохо исполнены и анимированы, где нужно. Правда, главный герой почему-то вызывающе трёхмерен, хоть это и пытаются заретушировать. Управление чётко по последней моде, правой кнопкой можно осмотреть, левой — выполнить какие-то действие, по пробелу подсвечиваются предметы; авторы разумно не стали изобретать велосипед. Также они сильно расстарались с подсказками, встроив оные непосредственно в сюжет и выдавая их устами разных персонажей (чаще всего по телефону). Загадки вполне на уровне, логика соблюдается и не скатывается в совсем уж жуткие абстракции. Есть несколько несложных, но разнообразящих геймплей мини-игр. В общем, всё, что не касается сюжета, сделано на неплохом уровне, но вот сама история открывает бездны.
Дело в том, что бунтари-авторы через 28 лет после распада СССР придумали соорудить сатирическую игру про тоталитарный режим в этом самом Союзе (пусть они и делают вид, что отсылки направлены не на конкретную страну, — содержимое игры поводов для сомнений не оставляет). А начинается всё безоблачно: на дворе 1953 год, главный герой по имени Эван Ковольски живёт в державе, странно похожей на США, выпускает свою левую газетку и грезит коммунизмом. В данной вселенной о маккартизме никогда не слышали, потому герою даже удаётся выступить на телевидении (в этом эпизоде авторы мягко критикуют капиталистический режим), его освистывают, и тут происходит неожиданная встреча с прекрасной незнакомкой, что меняет его жизнь навсегда. Возникает призрачная надежда, что авторы решили вдоволь поиздеваться над разными системами, но она исчезает, стоит только герою прибыть в край его грёз — Матрёшку. Данная страна под управлением некого Лидера, здорово смахивающего на одного грузинского недоучившегося семинариста, почему-то находится на окраине другой огромной державы и окружена натуральными железными стенами (сатира, вы понимаете). Поначалу действительно забавно, когда придурковатый герой знакомится с местными порядками, но очень быстро сюжет уходит в какую-то заштампованную чернуху. Матрёшка получается смесью Северной Кореи с разными годами СССР, в которую авторы старательно слили все штампы, до которых смогли дотянуться: тут и огромные очереди, и продуктовые карточки, и слежка за всеми, и так далее.
В какой-то момент авторы входят в раж и зачем-то добавляют бомжей, один из которых рассказывает, что управлял заводом, но стал бездомным после его закрытия, — то есть в общий котёл зачем-то летят элементы капитализма, но авторов это нисколько не смущает. Главный герой при этом редкостный идиот, который догадывается обо всём только к концу последней главы. Перед финалом он успевает побывать в тюрьме, посмотреть на замученного заключённого, подделать генеральскую форму и совершить множество других дурацких поступков. Клюквы авторы не боятся, гребут огромными горстями и самозабвенно мажут всё окружающее, даром что даже сюжетная канва от этого впадает местами в какой-то бред. Там вызревают революции вперемешку с военными переворотами, таинственная девушка Анна явно не та, за кого себя выдаёт, да и сам герой не так прост, как о себе думает. В деле участвуют спецслужбы страны, отдалённо напоминающей США, а заканчивается всё таким образом, что гибкости авторских языков остаётся только порадоваться — так лизнуть не каждый сможет.
Вопрос «Зачем это было нужно делать?» витает в воздухе всё прохождение. Квест, неплохо исполненный технически, идёт ко дну под весом дико клюквенного чернушного сценария. Шутки очень быстро выходят за рамки приличия, скатываются и падают прямиком в объятия сценаристов фильма «Интервью» про убийство северокорейского лидера. Сделавшие игру поляки оторвались по максимуму, планомерно наполнив свою Матрёшку гнилой клюквой до самой макушки, словно в борьбе с СССР сейчас есть какой-то смысл.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: