Когда 11-летний мальчишка-человек вдруг оказывается волшебником, его изумление легко понять. Когда 16-летний подросток-эльф поражается столкновению с волшебством, это может вызвать вопросы. На самом деле, ответ прост: в мире «Вперёд» эльфы, пикси, мантикоры и прочие фэнтезийные существа забыли про магию. Точнее, забили на неё — ведь технический прогресс гораздо удобнее.
Противопоставление магии и технологии — классическая фантастическая тема. Как и противопоставление серой обыденности и непредсказуемого приключения. И квест-инициация. И дружный отпор чудовищу. И… Словом, «Вперёд» полон классики — и умело с ней обращается, он увлекательный, весёлый, трогательный. Мастерства студия Pixar не растеряла. Увы, она подрастеряла оригинальность.
«Вперёд» вызывает ассоциации с «Гарри Поттером», «Властелином колец», «Человеком-пауком» (тем более что здешнего протагониста — Иэна Лайтфута — озвучивает Том Холланд), «Героями Энвелла», «Я убиваю великанов», «Приключением Огурчика». А также перекликается с другими работами самой Pixar: как и во «Вверх», здесь есть боль утраты и её исцеление, побег из обыденности, чудесное путешествие; как и в «Тайне Коко», есть мотив «Не забывай!», общение с покойным, стремление к профессии мечты; как и в грядущей «Душе», опять-таки загробный мир и цель реализовать своё истинное призвание. Даже дизайн Иэна не с нуля придуман, а основан на Альфредо из «Рататуя». Параллели на всех уровнях.
К счастью, «Вперёд» — это всё-таки не «назад» и не «вниз». По-прежнему есть яркие находки вроде «полутора землекопов», «четырёх всадников Апокалипсиса», последнего полёта «железного пегаса» (зашифрованы во избежание спойлеров; пятый-пятый, я десятый, приём). Наглядно показана польза смекалки: когда нет чего-то нужного, надо уметь выкручиваться с тем, что есть. Лайтфуты объёмные, живые — немудрено, ведь режиссёр-сценарист Дэн Скэнлон вдохновлялся историей собственной семьи. Приятно и то, что в современных сказках старшие братья-здоровяки всё чащи выступают не помехой худосочному неопытному протагонисту, а подмогой ему: Барли Лайтфут сперва предстаёт чуть ли не хулиганом — но потом оказывается, что даже его правонарушения характеризуют его с положительной стороны. Что уж говорить о его заботе о Йене — порой неуклюжей, но неизменно деятельной и искренней. А для любителей настолок Барли вообще может стать супергероем.
Означенный Скэнлон ранее работал над полнометражкой «Университет монстров» и короткометражкой «Мэтр и Призрачный Свет»; однако ими его анимационный опыт и исчерпывается. У двух других сценаристов даже того нет — да и «обычного» опыта негусто. Возможно, простота фильма связана и с этим: новички не стали рисковать и разводить самодеятельность, а использовали классическую закольцовку, причём не только сюжетную.
Но ещё не известно, что хуже: дефицит необычности или необычность в плохом смысле. «Вперёд» — первый мультфильм Pixar без какого-либо участия выставленного на мороз Джона Лассетера и первый мультфильм рейтинга PG, не получивший аперитив в виде анимационной короткометражки (в закрывающих титрах тоже никакого бонуса нет, если что). Pixar не забыла про свои короткометражки — наоборот, теперь она производит их даже больше прежнего, только распространяет иначе. Что характерно, её недавний «Китбуль» традиционно попал в номинанты на «Оскар» — но победа на сей раз досталась другой студии.
Кстати, об «Оскаре». Вот полнометражная «История игрушек 4» заполучила-таки золотого болванчика. Ставка на сиквелы оправдывается; собственно, с 2016 года и до выхода «Вперёд» все мультфильмы Pixar, кроме «Тайны Коко», были сиквелами. Иронично, что студия, чьи герои учат вырываться из рутины, сама втянулась в заколдованный круг. Получился красивый и умелый, но всё-таки однообразный хоровод. Музыку в котором играет известно кто — да, Pixar одиснеилась. И как многие герои «Вперёд», она перестала использовать свои чудесные крылья. Зачем они? Ведь на автомобиле или мотоцикле добираться гораздо удобнее.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: