Конфуций выделял пять ключевых добродетелей: человеколюбие, справедливость, мудрость, искренность, верность обычаям. Фильм гравирует на мече три добродетели: верность, отвага, честность. Главная героиня фильма идёт наперекор и Конфуцию, и мечу — она лжёт. Да, с благородной целью спасти пожилого хромого отца от призыва, но нам чётко проговаривают с экрана: лгать — плохо. За ложь в тогдашние времена и в тогдашних обстоятельствах полагались изгнание или смерть. Мулан, что характерно, получает и то, и другое. И это становится её инициацией.
А в чём же тогда сила? Сила, как любезно подсказывает «Брат 2», в правде. Впрочем, «Мулан» и без подсказок справляется с донесением этой нехитрой истины: героиня страдает от своей «маскировки» не только морально, но и физически — Колдунья предупреждает, что ложь отравляет её могучую ци.
Да-да, где-то убыло, а где-то прибыло: одних фантастических элементов ремейк лишился (прощайте, дракончик Мушу и насекомое Сверчок!), зато другие приобрёл. Помимо ци и Колдуньи тут есть феникс и боевые сцены в стиле уся. Местами «Мулан» даже слегка напоминает «Великую стену» и другие киноленты Чжана Имоу: тут вовсю сражаются рукавами и бегают по разным стенам. Но в отличие от «Великой стены», новинка использует больше ярких светлых красок, да и CG в ней приятнее.
Впрочем, Disney больше ориентировался не на фишки Имоу, а на свои собственные. Мулан — очередная «девушка с шестом»: как и Рей из недавних «Звёздных войн», она способна навалять превосходящим силам противника и практически лечить наложением рук. А Колдунья — её Кайло Рен: есть, знаете ли, некоторые пересечения в предыстории, динамике и химии.
Тем временем канонную романтическую линию слегка покромсали. Для начала «разрезав» анимационного капитана Ли Шанга на командира Танга и сослуживца Чена Хонхуя. Командир Танг — слуга императору, отец солдатам и вообще человек семейный, вдобавок друг отца Мулан, так что из любовных интересов выбывает сразу (а жаль: командир в исполнении Донни Йена харизматичнее, чем сослуживец в исполнении Йосона Ана). С Ченом Хонхуем Мулан проходит путь от неприязни до симпатии, целомудренной и намеренно второстепенной. Ведь в первую очередь Мулан не романтическая героиня, а воин. И всегда им была — даже в детстве: фильм начинается с предыстории протагонистки. Это и другие нововведения делают ремейк более взрослым, эпичным, историчным, чем одноимённый мультфильм.
В мультфильме ведь как? Он начинался сразу с нападения кочевников, причём их лидер Шан Ю выдавал мотивацию а-ля «я злодействую, потому что злодействую». Ремейковский Борихан не то чтобы светоч оригинальности, но ему хотя бы отсыпали две толковые мотивации: жажду золота и кровную месть. Плюс Борихан созывает войска и стратегически наносит удары по больному месту — по кошельку: экономические санкции тогда ещё не придумали, потому кочевники попросту вырезают города, стоящие на Великом шёлковом пути.
Далее, если Сверчок из мультфильма когда-нибудь мечтал стать настоящим мальчиком, то в ремейке его желание исполнилось: здесь Сверчок — один из сослуживцев Мулан. Вместе с ней и ещё десятками новобранцев наслаждающийся прелестями казарменного быта, который опять-таки гораздо менее комедийный и более реалистичный, чем в мультфильме. Отдельных палаток тут нет, зато общая помывка, наоборот, есть. Это приводит к забавному реверсу: уже не чистюля Мулан жалуется на вонючесть немытых мужланов и ищет возможность освежиться, а наоборот.
Ещё новая Мулан не неуклюжая опозданка, и никто не предлагает ей уйти во время неудач на тренировках. Может, она физически слабее какого-нибудь Борихана, но, как говорит командир Танг, чужой силе можно противопоставить мастерство. Также приходят на помощь смекалка и старый добрый рецепт «атакуй врага психически». Словом, Мулан та, да не та. Её даже зовут иначе: не Фа Мулан (и Фа Пинг под прикрытием), как в мультфильме, а Хуа Мулан (и Хуа Дзюн соответственно), как в легенде. Это не только достовернее, но и символичнее: имя-фамилию героини можно перевести как «цветок магнолии». Такая вот стальная магнолия.
Восхваляя сильных женщин (помимо очевидной Мулан к ним относится леди-сокол, восклицающая, что она «не колдунья, а воин»), фильм не забывает и про сильных мужчин. Крут отец Мулан, круты её командир и сослуживцы, крут император — он больше не декоративный заложник, а сам даёт прикурить направо и налево, недаром на его роль зазвали боевитого Джета Ли. Все круты. Даже теневые кочевники: пусть у них нет ни слов, ни имён — зато какая джигитовка, какие кони! Холёные гиганты, чуть ли не фризы, краса и гордость лошадиного племени. Может, и не вполне аутентичные, зато несомненно зрелищные. Это же можно сказать и про фильм в целом.
Словом, забавно было пойти на «Мулан», не ожидая от неё ничего, — и обнаружить, что она ничего так. Очень даже ничего. Недаром студийные боссы сделали на неё ставку. Более того, весной начались оптимистичные разговоры о сиквеле. В принципе, сиквел имелся и у мультфильма — он вышел через шесть лет после оригинала и сразу на видео. Но поскольку там были сплошные влюблённости и свадьбы, одну из которых Мушу рьяно старался расстроить, едва ли ремейк пойдёт тем же курсом. Да и вопрос ещё, пойдёт ли он куда-то вообще: многие кинотеатры закрыты, в ряде стран фильм выйдет сразу на потоковом сервисе Disney+, так что отбивать свой нехилый бюджет (двести миллионов долларов, а по некоторым данным, и все триста — это самый дорогой фильм из всех когда-либо снятых женщинами-режиссёрами) придётся долго и мучительно. Если это вообще возможно. Вовлечённость актёров в скандал вокруг Гонконга опять-таки не прибавляет позитива.
Вероятен и конфликт интересов: западным поклонникам мультфильма новая «Мулан» может показаться слишком вторичной и китайской, а рядовым китайским зрителям — слишком западной. Но конфликты — вообще штука вездесущая, они нередки даже внутри одной группы. Скажем, идеальная женщина по версии свахи — тихая, сдержанная, изящная, дисциплинированная; по версии сослуживцев Мулан — красивая и вкусно готовящая; по версии самой Мулан — отважная, умная и с чувством юмора. Налицо разлад, из которого может произрасти как что-то плохое (здешняя Колдунья, как и булгаковская Маргарита, — иллюстрация того, что женщины становятся ведьмами от горя и бедствий, поразивших их), так и что-то новаторское и хорошее.
К тому же рисков бояться — в прокат не ходить. Как неоднократно говорит сам фильм, «смелости без страха не бывает». Также он тонко чувствует разницу между «Знай своё место!» и «Займи своё место!» и, подобно титульной героине, изо всех сил стремится ко второму. Мулан это удалось — посмотрим, удастся ли «Мулан».
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: