Вопрос веры для современного зрителя стоит невероятно остро, пусть большинство и не готово себе в этом признаться. И это плохая новость. Но в глубине души многие верят. И это новость хорошая. Речь не о религии, конфессиях и ересях. Речь о вере в себя, в жизнь и окружающих. О вере в то, что невозможное возможно, и бог живёт не просто среди нас, а в нас самих, и кем бы он ни был, позволяет нам отличать добро от зла, а в решающий момент выбрать верную сторону.
Эпопея Снайдерката — в кадре и за кадром — говорит с нами как раз об этом: о вере, о надежде, о любви. Она началась с великого труда, продолжилась трагедией и завершилась триумфом. Вся история с выходом картины на экраны напоминает ожившую легенду, которая учит не сдаваться, стоять на своём и верить, чёрт возьми, верить, что твой голос в единстве с голосами тебе подобных будет услышан и позволит справедливости восторжествовать.
Это история о переплавке трагедии смерти в триумф жизни, о силе, ведущей воинов в бой за алтари и очаги. И этим «Лига» Снайдера максимально близка к исконному мифу, которого так не хватает современному человеку. Так она, сбрасывая с могучих плеч ливрею DC, дерзко вышагивает за рамки кинокомикса на территорию своего праотца мифа, перерождаясь в универсальную, всеобъемлющую историю спасения, перерождения, искупления и единства. Героический эпос во всём его простом, честном, патетическом великолепии.
Такой подход к сюжету дарит героям целостность образов, возвышая их над толпами шаблонов в забавных трико и картонных доспехах. Перед нами люди и полубоги — живые, сломленные, скорбящие, терзаемые сомнениями, но бросающие все свои силы на спасение того неидеального мира, который поклялись защищать.
Снайдер не лукавил, сравнивая свою несбывшуюся трилогию с «Властелином колец». Оба киноэпоса пригоршнями черпают из древнего источника и служат для современной аудитории проводником к овеянным историей легендам об извечной битве добра и зла. По эпичности, суровому пафосу и сопереживанию они близки. И каждый герой будто дотрагивается до твоего сердца, вдохновляя словами о том, что ты не один и не сломлен, ты важен, нужен и должен верить в себя. Сродни древним мифам такие истории освещают тебе путь в мрачных глубинах собственной души, помогая отыскать в себе смелость жить и верить.
А ещё «Лига» родилась из усилий творца и страданий отца, потерявшего самое дорогое. Наверное, поэтому надпись For Autumn перед финальными титрами бьёт в сердце сильнее всего. Так миф срастается со своим создателем, и уже не знаешь, где заканчиваются экранные иллюзии и начинается реальность, в которой ты совсем не прочь увидеть именно таких героев, спасающих мир без лишних склок, споров, взаимных подначек и легковесных шуток.
Бессмысленно к мифам подходить с линейкой, но всё же переведём внимание со скульптуры на резец, её высекавший. Снайдер всё так же бессовестно, до неприличия хорош. Его фильм — виртуозная азбука Морзе, где экшен и нарратив сплетаются в динамичную вязь точек и тире, отказывая в скуке, только и позволяя вдохнуть и выдохнуть между сценами. А вместе с магическим музыкальным рядом Junkie XL выходит чистая аудиовизуальная симфония, ожившая метопа, гремящее трубным гласом боевых рогов батальное полотно.
И ведь Снайдеркат не назовёшь фансервисом, пусть режиссёр и твердит, что выпустил его в благодарность фанатам. Всё просто: Снайдер на одной волне с поклонниками и со своей вселенной — чёткий, мощный, идеальный проводник, верный в первую очередь себе, оттого и фильм бьёт точно в цель.
«Лига» — не комикс, не сказка и не попкорновый аттракцион, это героическая эпопея, любовно завернутая в блестящую обёртку коммерческого кино. Это не повествовательный тупик, это спасение новой мифологии — современной, переработанной, но сохраняющей связь со славным прошлым. И если это не канон, то канонические писания «Ворнеров» безнадёжно проигрывают апокрифическому тексту Снайдера.
И как можно снимать новый миф о новых богах для нового поколения, не попирая древних титанов, на чьих плечах стоит в том числе и современная поп-культура? Как Зак Снайдер. С уважением. И как сделать это, не убоявшись фиаско? Как знать, что это сработает? «Это вера, Альфред. Вера». Та самая, которую подняли на стяг фанаты и ринулись в бой за то, что посчитали этого боя достойным.
Но триумф не окончателен, герои выиграли первое сражение, а дальше… как знать? Зрители отвоевали Снайдеркат, а две остальные «Лиги»?.. Вот так реальность внезапно отзеркаливает искусство, и Уроборос вгрызается в собственный хвост. Но пусть будущее пока в тумане и фильм закончился, ты по-прежнему видишь могучих смертных и полубогов, которых древние греки называли героями. И чтобы доказать свою силу, им не нужна приставка «супер». Это, к слову, доказали те, чьими усилиями режиссёрская версия увидела свет.
Время разбрасывать камни и время их собирать. Время бороться и время пожинать плоды своей борьбы. Оная была неравной, но справедливость победила. В нашем мире в отличие от комиксов такое случается нечасто, так возрадуемся же этой победе.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: