← Все рецензии | О фильме | Видео / 1 | Кадры | Постеры / 1 | Разное | Фанарт |
История этого фильма началась задолго до выхода в свет произведения Дж. Э. Уайта «Ночные тетради», в начале XIX века, когда легендарные братья Гримм, собрав фольклор своей страны, литературно его обработали и выпустили в 1812 году «Сказки братьев Гримм». Книга оказала огромное влияние на романтизм, пробудив интерес не только к фольклору, но и к тёмной стороне бытия, страшным историям наподобие тех, которые пишет главный герой произведения Уайта Алекс. Современный писатель переработал одну из самых известных сказок братьев Гримм «Гензель и Гретель», переосмыслив её в традициях постмодернизма.
«Ночные тетради» экранизированы автором, не хватавшим звёзд с неба. Предыдущие хорроры Дэвида Яровески заимствуют мотивы других фильмов подражательно, без творческой переработки. Возможно, Яровески и не планировал оставлять след в истории жанра — главное, создать коммерчески успешные фильмы, а там будь что будет. От такого режиссёра сложно ждать успешной экранизации постмодернистского произведения — желание всё упростить и свести к примитиву несовместимо с интертекстуальным творением Дж. Э. Уайта. Успех этой книги — отличное доказательство того, что современная публика не всегда довольствуется ремесленными поделками. Но постановщик поднапрягся и выдал весьма занимательный фильм, предназначенный, как всякая хорошая сказка, не только для детей, но и для взрослых.
«Ночные тетради», как любой постмодернистский текст, можно рассматривать на разных уровнях. Это одновременно сказка о злой колдунье и обхитривших её детях с демонстрацией магии в количестве, порой превышающем уровень «Гарри Поттера». Также это интерпретация сказки братьев Гримм «Гензель и Гретель», её адаптация под современные реалии. Времена меняются, а дети всё те же. Их легко заманить в ловушку развлечениями и сделать пленниками домика из сладостей. Таинственные истории привлекают детей — для них это выход из суровой реальности в мир сказки. Так и Алекс бежал от своих проблем, сочиняя страшные рассказы. Окружающим он казался странным, потому что был не такой, как все. Возможно, поэтому ведьма пощадила его и заставила писать истории для себя.
В тоже время режиссёр повествует о творческом акте, вдохновении, которое проще почерпнуть в окружающей действительности, но если всё, что ты видишь, это вселенская библиотека (как в одноимённом рассказе постмодерниста Х. Л. Борхеса), то остаётся только придумывать своё, опираясь на прочитанное в книгах, буквально собирать произведение как конструктор. Алексу нужно каждый день придумывать по рассказу, чтобы ведьма не убила его. Это словно аллюзия на конвейерное производство искусства, где товар, созданный на основе предпочтений потребителя, выпускается непрерывно. Автор уже не творец; он подобен рабочему, создающему продукт с унифицированными признаками.
Ведьма и Алекс находятся в позиции читатель-автор, где один хочет ещё и ещё, а другой старается ему угодить. Смерть автора в данном контексте означает не физическое расставание души с телом, а уход потребителя к другому творцу, способному дать ему то, чего он жаждет.
Ведьма в колоритном исполнении популярной актрисы Кристен Риттер лишена флёра инфернальной злодейки. Это скорее ограниченный потребитель, грубый и наглый, ничего не умеющий, но мнящий себя судьёй другим. Кто-то увидит в этом образе лицо зловредного хейтера, без которого ныне сложно представить интернет.
Режиссёр не забывает и о дидактической части. Алекс — добрый, наивный мальчик, который искренне верит во взаимопомощь, так что постепенно располагает к себе не только другую пленницу Ясмин, но и кошку сиамской породы, которая умеет становиться невидимой и устраивать беспорядок не хуже полтергейста. Вывод предлагается вполне однозначный — лучше оставаться собой, а не быть таким, как хочет ведьма или же одноклассники. И лучше быть одному, чем с кем попало, как писал когда-то персидский поэт Омар Хайям.
Дэвид Яровески обращается к разным стилям искусства от сюрреализма до барокко, под влиянием которого выполнен интерьер квартиры ведьмы. Сюжет вбирает в себя реальность и фантазию, суровую действительность и художественный мир рассказов Алекса, а также элементы кукольной анимации и современную съёмку на хромакее. Живые актёры порой кажутся анимированными героями, а созданные на компьютере сказочные существа — реально существующими.
Режиссёр постарался воссоздать сложный мир современного сказочника Уайта при помощи кинематографа. Во многом это ему удалось — фильм лишён заметных недостатков, разве что финальный намёк на сиквел кажется искусственно приклеенным. Это тот редкий современный фильм, который можно посмотреть всей семьёй, ибо он рассчитан на разные уровни восприятия.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: