← Все рецензии | Об игре | Видео / 1 | Кадры / 11 | Постеры / 2 | Разное | Фанарт |
С момента своего выхода в качестве флагмана очередного Summer of Arcade на Xbox360, Brothers: A Tale of Two Sons купается в лучах славы и превозносится едва ли не до небес критиками. Но так ли это заслуженно?..
…Не будем тянуть интригу за её кошачий хвост, всё равно ответ на этот вопрос не сломает ничьих устоев, и не совершит революцию своей смелой однозначностью: и да, и нет. Понять восхищение можно: в Brothers есть, чем восхищаться. Просто стоит немного оглядеться, и становится предельно очевидно: в инди-секторе хватает игр, заслуживающих куда большей похвалы. Особенно в том, что касается КПД.
В основе геймплея «Братьев» лежит замечательная идея «одиночного кооператива»: левый стик и левый триггер управляют старшим братом, а правые – младшим. Друг без друга родственнички не могут практически ничего: им, как это водится в кооперативных играх, постоянно нужна помощь друг друга. Правда, будь их управление традиционно раскидано по двум людям – и всё происходящее в проекте Starbreeze Studios стало бы казуальщиной какого-то совершенно феерического масштаба: вы только подумайте, одному из братьев требуется нажать на рычаг, пока другой висит на едущем из точки А в точку Б крюке! Но в том-то вся и суть: обоими героями приходится управлять одному человеку. А выполнять два схожих по сути, но разных по содержанию действия одновременно – задача не самая лёгкая для человеческого мозга. Потому-то даже простая пробежка по извилистому коридору тут может стать целым мини-испытанием.
Впрочем, почему «даже»? По большому счёту, управление – единственное, что добавляет Brothers: A Tale of Two Sons хотя бы намёк на сложность. Местные головоломки стыдно таковыми называть – глубина задач держится на уровне классических «Потяните рычаг, чтобы открыть дверь» из шутеров. Платформерные же секции внешне чуточку смахивают на «Принца Персии», но на практике даже Uncharted оказывается более требовательным к геймерам: там череда карнизов и уступов тоже складывалась в хитро замаскированный линейный коридор, однако игроков хотя бы иногда заставляли поторапливаться, руша тропу прямо под их ногами.
Brothers: A Tale of Two Sons не просит геймеров ни думать, ни упражнять свою реакцию, зачастую скатываясь до обидного близко к тому, чтобы превратиться из полноценной видеоигры в одно из этих новомодных «интерактивных произведений». И жалко не потому, что интерактивные фильмы/книги/песни не имеют права на жизнь, а потому что интересной игровой механике «Братьев» не дают себя проявить вплоть до самого конца… где она опять же используется не ради геймплея, а в качестве одного из главных инструментов повествования. Что, однако, само по себе гениально – что есть, то есть.
Ладно, что уж. Чёрт с ним, с геймплеем – нам не привыкать, что то геймплей приносят в жертву повествованию, то повествование – в жертву геймплею, и лишь единицам удаётся балансировать эти два элемента. Только вот говорить об истории в случае с Brothers: A Tale of Two Sons тоже не приходится – её принесли в жертву первой, минимизировав в той же степени, что и игровой процесс. Герои разговаривают исключительно на тарабарщинском, а подавляющее большинство персонажей появляется на экране даже не на минуты – на секунды. Через это, чтобы они хоть как-то работали, весь состав участников «Сказки двух братьев» упрощают то простейших архетипов. Та же фигня и с мотивациями: «Родственничек болен, ему требуется волшебный сок из далёких краёв» недалеко ушло от «Извини, Марио, но твоя принцесса в другом замке».
Но за что же Brothers: A Tale of Two Sons так любят?.. Хм. А за что
любят Limbo (ну, помимо геймплея)? За атмосферу. За мир. За эффектные,
задевающие душу ситуации. Иногда повествованию не требуется сложность
или глубина, чтобы захватить воображение зрителей. Иногда сценарный
минимализм служит оружием. И Brothers: A Tale of Two Sons – один из
таких примеров.
Сложно отделаться от ощущения, что авторы
проекта не особо заморачивались продумыванием нарисованного ими мира –
он кажется не столько странной сказочной страной, сколько чьим-то
прокравшимся на экраны сном: бессвязным, абсурдным… но каким же, чёрт
его, атмосферным и зрелищным! И пойди пойми – то ли он производит такое
впечатление вопреки своей бессвязности, то ли благодаря.
Локации в
«Братьях» завораживают. Явно чувствуется, что создатели вдохновлялись
Shadow of the Colossus – как в масштабах, так и в общей атмосфере игры.
Но при этом вызываемые игрой ассоциации зачастую оказываются чуточку
хитрее. Brothers: A Tale of Two Sons заставляет почувствовать себя
ребёнком (окей, двумя «ребёнками»), попавшим в мир «Бога войны» и других
брутальных эпиков небывалого размаха. Ребёнком, у которого есть своя
маленькая цель, ради достижения которой ему приходится пробираться по
периферии чужих, куда более серьёзных историй. Это практически
уникальное ощущение, и ради него одного эту игру стоит испытать на себе
всем геймерам.
А ещё хочется отдельно похвалить Starbreeze
Studios за одну очень важную мелочь: сочетание стиля и настроения их
игры. Видите ли, Brothers: A Tale of Two Sons – она очень яркая и
красочная… но при этом грустная, а зачастую даже жестокая. Это, конечно,
не первый подобный пример в индустрии, но всё-таки разработчики слишком
часто забывают, что наш мир бывает неоправданно жесток даже без
необходимости вырезать из него яркие цвета, нагонять облака и запускать
безостановочный дождь. И в итоге события и трагедии, которыми наполнен
абсурдно-сказочный мир «Братьев», кажутся гораздо реальнее, чем любые
мрачно-серьёзные, напускные драмы из «реалистичных» блокбастеров.
В
общем, как ни крути, а Brothers: A Tale of Two Sons – проект, который
хочется порекомендовать для личного ознакомления всем сколь-нибудь
заинтересованным в чём-нибудь необычном геймерам (в случае с ПК – всем
геймерам, не забывшим купить геймпад). Не факт, что игра поразит вас до
глубины души. И тем более не факт, что она окупит ту сумму, что будут
просить за неё до появления скидок или «Хамбл Бандлов» – очень уж
короткая и простая. Но она стоит того, чтобы составить о ней собственное
впечатление. И запомнить. Надолго.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: