Будем банальны и предсказуемы в главном: Death Stranding — игра не для всех. Те, кто не поверили трейлерам, где главный герой ходил под прекрасную меланхоличную музыку, и ждали только ураганный экшен под яростные виолончели Apocalyptica, будут разочарованы. Хидео Кодзима, может, и гений, но не в потакании веяниям моды. Попрекающие японца тем, что он подсунул на прилавки монотонное кино про доставщика пиццы, в каком-то смысле правы, но очень отчасти. Кодзима в своих интервью не зря говорил о том, какое влияние оказал на него Андрей Тарковский: Death Stranding — это своеобразный «Сталкер», только не тот, что про Сидоровича и «маслины», а тот, что про Писателя и Профессора. И в этом её (игры) оригинальная прелесть.
История и мир Death Stranding в хорошем смысле мертвы настолько, насколько это вообще возможно. Во время путешествий вне редких поселений лишь остовы самых стойких конструкций своим видом напоминают о том, что Землёй некогда правил человек. В остальное же время пейзажи завораживают своей первобытной красотой, словно планета всего пару тысяч лет назад была куском раскалённого вещества, а жизнь пока существует лишь в океане. Виной тому настигший человечество Большой Взрыв, после которого миры живых и мёртвых слились между собой. Привычные явления перестали быть банальными, Землю накрыли темпоральные дожди, ускоряющие ход времени в сотни раз, и по планете разбрелись всевозможные потусторонние Твари, невидимые человеческому глазу.
Сэм Портер — «возвращенец», который побывал на том свете, но вернулся в мир живых, приобретя дар: Сэм способен чувствовать близость Тварей. Это облегчило ему выживание за пределами поселений и позволило найти своё признание в курьерстве между огрызками цивилизации, чем Сэм и стал знаменит. Однако и его относительно мирной жизни приходит конец, когда на смертном одре президент Соединённых Городов Америки поручает Сэму пересечь весь континент, чтобы снова установить связь между потерянными поселениями и спасти единственного близкого герою человека. История чрезвычайно нагружена информацией и деталями, для её полного понимания нужно не только внимательно смотреть заставки и читать многочисленные электронные письма, но и порой угадывать визуальные метафоры вроде пяти таинственных силуэтов в облаках. Чтение записок тут становится очень нужным занятием: скажем, именно из них выясняется, что даже с издевательским заказом пиццы с периферии дела обстоят не так просто. Перед нами в хорошем смысле квинтэссенция антинаучного бреда и языческой мифологии в удивительно цельной структуре, если особо не докапываться.
Что до геймплея, то он тоже пестрит деталями, даром что игроки, которые поверхностно ознакомятся с проектом по первым часам, могут ошибочно подумать, что игра — обычный примитивный симулятор ходьбы. Новые механики Death Stranding подбрасывает в арсенал регулярно. После пары часов вас допустят до транспорта, затем научат строительству убежищ от дождя и личных баз, где можно отдохнуть, а ещё позднее позволят телепортироваться между ними (правда, без груза, чтобы ничего не треснуло от наглости). Присоединили к общей сети работающую метеостанцию? Получите в своё распоряжение доступ к прогнозам погоды, что позволит более-менее контролировать дожди, под которыми ваш багаж стареет на глазах и приходит в негодность. А поверх всего этого накладываются сотни мелких деталей, которыми Кодзима уже привычно заморочился, — даже указать свой день рождения в начале приключения игра просит совершенно не напрасно.
Кто-то может посетовать на ограниченность типов супостатов: две разновидности гуманоидов да полдюжины Тварей, включая боссов. Но это не основные противники главного героя. Настоящая опасность для Сэма — дождь, снег, бурные реки, крутые склоны, шквальный ветер, грубые камни да банальная усталость, с которыми тоже предстоит, по сути, сражаться. Да и солдат из главного героя не самый толковый — прямо как и боевая система игры в целом, содержащая одно универсальное комбо, парирование да неудобную стрельбу. Просто Death Stranding совсем не об этом. Авторы игры показывают, что перед лицом апокалипсиса каждый из нас всё-таки будет делать то, что у него лучше всего получается. В мире персонажей Кодзимы Гордон Фримен, пожалуй, не хватался бы за монтировку и не устраивал бы революции, а торчал бы с Кляйнером в лаборатории. А Сэм Портер умеет выживать и доставлять грузы между поселениями в недружелюбном мире, чем и занимается, вступая в бой лишь при крайней необходимости. Как только игрок принимает это и открывает своё сердце Death Stranding — ему становится видно, что выполнять заказы на доставку может быть очень даже интересно. А чтобы герой не привыкал к схваткам со стихиями и весом груза, его периодически сталкивают с рассадниками невидимых Тварей, позволяя Кодзиме доказать, что создавший P.T. автор и правда является талантливым нагнетателем напряжения.
Однако игроку не придётся преодолевать невзгоды в одиночку. Ему никогда не встретятся собратья в личине Сэма, но при помощи специальной связи между измерениями можно увидеть плоды их побед (или даже неудач) и воспользоваться ими. Это не только здорово влияет на атмосферу, позволяя воочию убедиться в том, что Америку не приходится возрождать одному человеку, но и облегчает прохождение. Кто-то может оставить на горе простенький крюк с тросом, помогающий спуститься с отвесного склона, а группа задротов и вовсе может проложить полноценную дорогу между базами для безопасной и быстрой поездки на байке или грузовике. Эта концепция мультивселенной со множеством измерений смотрится здесь чрезвычайно органично.
Конечно, не всё в Death Stranding идеально. Есть тут и однообразие механик в схватках с боссами, и кошмарное поведение транспорта на пересечённой местности, и топорная реализация шутерного элемента — и этого не отменяет тот факт, что убивать людей здесь строго не рекомендуется. А больше всего смущают периодически проскакивающие дыры в логике и неудобный интерфейс. Например, один из квестов предлагает полчаса тащить невесту на переселение к жениху в непроницаемом мешке с полной амуницией и сверхспособностями, только чтобы получить впоследствии письмо о том, что девушка разочаровалась в парне и вернулась домой к маме своим ходом в обычной одежде и с прогнозом погоды на руках. А уж интерфейс… пожалуй, именно такие кошмары снятся программистам «1С: Бухгалтерии».
Впрочем, всё перечисленное почти не портит впечатления от игры в целом. История Death Stranding — это настоящая притча о любви, вере, чести и других обычных для нас вещах. Даже здешние персонажи, на манер оных из «Сталкера», лишены привычных имён и пользуются говорящими прозвищами: Дайхардмэн, Мама, Хартмэн и так далее. Богатая фантазия, технологическая возможность её реализации и голливудские звёзды позволили Kojima Productions воплотить в реальность настоящий киношный эпик в рамках полноценной игры. Но в сердце Death Stranding всё равно лежат простые человеческие эмоции. Игра, несмотря на всю глобальность происходящего, словно какой-нибудь «Интерстеллар» пропагандирует обыкновенную любовь и её силу, которой наплевать на гигантские расстояния.
Впрочем, главный вопрос всё ещё остаётся актуальным — брать или нет? И однозначного ответа тут быть не может, иначе бы мнения в сети не оказались столь диаметрально противоположными. Death Stranding — это «Бегущий по лезвию 2049» от мира игр. Такой же дорогой, неспешный, визуально прекрасный и несущий в себе несложную идею о простом человеческом счастье проект с интересным сюжетом и фантастическим миром. Только без киберпанка. Если подобное сравнение может служить хоть каким-нибудь ориентиром, то пожалуйста.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: