Nioh добиралась до прилавков очень долго, так что у компании Team Ninja была уйма времени для учёта множества деталей, воплощения собственных идей и заимствования чужих наработок. Ну, типа её версии Уильяма Адамса — реально существовавшего подданного Британской империи, волей сюжета ставшего подозрительно седовласым профессиональным охотником на демонов.
Игровой Адамс прибывает в Японию с простой и привычной для геймеров целью — догнать злодея и отнять похищенную девушку (разве что девушка в данном конкретном случае не человек, а дух-хранитель, чей дар позволяет ей находить залежи чудодейственной амриты, но не суть). Только вот личные проблемы героя Nioh волнуют слабо — игре куда интереснее показать, как Японию раздирает гражданская война. Десятки кланов делят территорию, которую едва не сплотил предательски убитый Ода Нобунага. Адамс же в своей погоне невольно становится важной фигурой на военной доске и союзником таких легендарных личностей, как Хаттори Ханзо и Токугава Иэясу. Впрочем, поскольку Nioh просто пронизана философией синто с её миллионами богов, помощниками Адамса становятся не только разумные люди, но и не менее разумные духи-ками. Фантастические твари сопровождают здесь каждую вторую сильную личность, однако главный герой обладает особо ведьмачьей харизмой, так что к нему с радостью липнет каждый второй такой покемон. Астральные зверушки не только раскрывают сюжет игры в стильных короткометражных роликах, но и обеспечивают хозяину разные возможности и суперприёмы, уникальные для каждой особи.
А Япония тем временем сама кишит монстрами. Туда-сюда снуют одержимые крестьяне и самураи, некоторые из демонов прикидываются стенами, дьявольские лютни управляют зомбированными монахами, а сокровища охраняют притворяющиеся сундуками тануки-подражатели. Ну а главным подарком для увлекающихся японской мифологией становятся боссы. Например, морское чудище Умибодзу, поглощающее души утонувших, или морозная дева Юки-Онна, снедаемая злобой и тоской по убиенному супругу. Для всех интересующихся даже завезли интерактивную энциклопедию-бестиарий, которая пополняется фактами по мере многократного убиения одних и тех же врагов.
…Что, не ожидали, что кого-то Nioh может заинтересовать грамотно раскрытым сеттингом, а боссы заслуживают похвалы не только за изобретательность и сложность? Ну так достойного внимания в повествовании игры хватает. К середине прохождения сюжет поддаёт жару и начинает пускать в расход первостепенных персонажей, а поначалу простой сценарий обрастает интересными подробностями и преподносит занятные сюрпризы. Только вот оценят это далеко не все — действительно проникнуться лором Nioh сумеют лишь люди, хоть немного заинтересованные в истории Японии.
Впрочем, даже если вы не сможете порадоваться проработанности тех же боссов с точки зрения фольклора, приятных минут они всё равно доставят немало — особенно если придётся потратить десяток-другой попыток, изучая их повадки и оттачивая рефлексы. Боссы ведь, как и полагается противникам в Souls-играх, очень и очень непросты. Зато и единоличная расправа над гадинами приносит редкое удовольствие.
И да, Nioh беззастенчиво подражает концепции Dark Souls или Bloodborne. Однако получается это у неё гораздо лучше, чем у какой-нибудь Lords of the Fallen. Сложность — краеугольный камень игры. Адамс не сильно превосходит по живучести рядовых противников и после каждой смерти переносится к местному «костру» — алтарю кодама, где можно получить благословения, поднять уровень, потратив накопленные «души», призвать помощь или поменять духа-покровителя. В перерывах между схватками герой хлещет японский «эстус», накладывает на оружие усиливающие чары и бродит по лихо закручивающимся и переплетающимся локациям, полным секретов и кратких путей. Ну и, разумеется, именно оттуда пришла заточенная под шкалу выносливости боевая механика. Авторы, правда, сместили слабый и сильный удар с R1 и R2 на более традиционные квадрат и треугольник, но сути это не изменило (плюс для фанатов управления Souls-серии в опциях есть соответствующий переключатель).
Впрочем, отличий тут тоже хватает. Так, потраченную выносливость можно быстро восполнить нажатием правильной кнопки — приём, очень эффективный в умелых руках, но достаточно рискованный, грозящий сломать баланс. Очки характеристик протагониста распределяются на манер избранного мертвеца в играх From Software, но на них ролевая система не останавливается: также тут есть очки навыков трёх видов — ниндзя, самурая и магии. Навыки самурая усиливают выносливость и добавляют новые приёмы, ниндзя — позволяют создавать яды и вспомогательное оружие вроде сюрикенов, ну а магия традиционно наделяет новыми усиливающими и атакующими заклинаниями. Количество видов оружия не поражает воображение — всего-то пять типов холодного и три огнестрельного, однако каждый из них уникален в действии. Копья позволяют сохранять дистанцию между собой и противником, топоры наносят гигантский разовый урон ценой медлительности, двойные катаны, наоборот, режут быстро, но совершенно не пробивают баланс супостатов. Плюс к тому с каждым оружием Адамс умеет вставать в одну из трёх боевых стоек, меняющих наборы приёмов и предназначенных для разных противников и сценариев битв.
Ещё у Nioh совершенно другое отношение к снаряжению. Чуть ли не каждая злобная гадина после смерти вместе с коньками отбрасывает оружие, доспехи и вспомогательные материалы. Вещи имеют ранжирование по редкости. «Белое» барахло падает каждые пятнадцать секунд, а вот за редкими «фиолетовыми» или легендарными «зелёными» шмотками, среди которых особенно ценны комплекты с уникальными бонусами, придётся побегать. Чем дольше используешь какой-либо найденный меч, тем лучше он лежит в руке и тем больше урона наносит, но основная часть игроков всё равно будет менять обмундирование с дивной регулярностью по мере нахождения всё более высокоуровневых экземпляров.
Ещё в отличия стоит записать богатую на возможности систему кузнечного дела. Мало того что здесь позволяют ковать оружие и броню по найденным в игре руководствам или покупать регулярно сменяющиеся витринные образцы. Для тех, кто всё-таки не желает постоянно выкидывать полюбившиеся перчатки и катаны, есть возможность перекраивать их характеристики под себя и скрещивать устаревшее обмундирование с новыми высокоуровневыми предметами, тем самым поднимая уровень первого. Особой нужды в этом нет — всё оружие, как уже было сказано, делится лишь на несколько типов; но если вам попадётся экземпляр с особо удачной комбинацией бонусов (удар электричеством, дополнительный опыт за убийства, меньшая трата выносливости и всё в таком духе) — почему бы и не подержаться за него какое-то время? Или вот броня, опять же: вдруг захочется всю игру проходить в британских одёжках или шлеме, выданном за участие в бета-тесте? Что ж, красота требует жертв — в данном случае финансовых.
Отличается от Souls-серии и география игры. Если From Software привыкла творить целостные миры со множеством срезов и коротких путей в стартовые локации, то Team Ninja разбила игру на миссии — основные и дополнительные. Не подумайте плохого: каждая крупная локация всё равно имеет сложную структуру и потайные ходы, но при этом она замкнута сама в себе, что может огорчить любителей бесшовных уровней, отвыкших от линейной прогрессии времён Demon’s Souls.
Сетевая игра вплетена в канву одиночной кампании. В конце первой четверти прохождения Адамсу предлагается вступить в один из «ковенантов» — кланов, участвовавших в переделе Японии во время гражданской войны. Признание фракции заслуживается в сражениях с «призраками» других геймеров — неудачников, погибших в одной с тобой локации. Подойдя к могиле «призрака», можно получить информацию о причине смерти (что способно стать неплохой подсказкой при прохождении) и вызвать врага на бой. Эти духи лихо меняют стойки, лечатся, стреляют из луков и швыряются бомбами — в общем, искренне подражают настоящим игрокам. Поначалу такие «боты» кажутся непобедимой силой, но в итоге становятся привычной и не слишком опасной преградой на пути к славе — всё-таки живых людей ИИ заменить не в состоянии (схватки с реальными оппонентами в игру добавят только в конце апреля). Зато лут с них падает завидный, так что зачистка поля брани от озлобленных призраков является неплохим источником нового оружия и брони.
Несомненно, у Nioh есть свои недостатки — устаревшая графика и некоторое однообразие локаций и врагов, например. И всё же она великолепна в своём стремлении одновременно привносить новые идеи и блюсти старые традиции жанра. По общему впечатлению игра, пожалуй, не дотягивает до гениальности лучших творений From Software, но в отдельных элементах их даже превосходит. Это одновременно жестокая и прекрасная сказка, а также этакий познавательный и увлекательный экскурс в японскую мифологию, пропускать который не стоит даже в этот богатый на продолжительные блокбастеры весенний сезон.
Минималистичное дополнение о PC-релизе
Теперь, когда игра наконец-то вышла в Steam, мы сочли своим долгом проверить, достойно ли игру перенесли с PS4 на PC. И, проверив, хотим сказать: да, достойно. Не более: это не один из тех продвинутых портов, которые делают игру намного привлекательнее, перерабатывают управление под нужды платформы, меняют баланс или делают что бы то ни было ещё сверх базового «Перенести то, что было, и заставить это работать не хуже». Зато с этим порт Nioh справляется отлично: игра замечает геймпад PS4 без лишних танцев с бубном (пытаться играть без геймпада строго не рекомендуется), позволяет выбирать разрешение и переключаться между верхним порогом на 30 или 60 fps, и даже содержит пару другие настроек помельче, которых не было в консольном релизе.
Но в остальном это всё та же игра, только уже получившая все правки баланса, патчи и дополнения. И стоящая при этом не несколько тысяч, а 930 рублей (и это до неизбежных Steam-распродаж). Поистине отличное предложение для всех любителей Souls-подобных игр.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: