Капризная Фортуна известна своим вздорным характером и привычкой поддерживать людей по-настоящему смелых. Людей той породы, в которой отчаянная удаль считается за норму поведения, а один шанс на миллион всегда оказывается удачливым.
Перестраховщиков же она не любит слишком они осторожны, чересчур скупы в движениях, предпочитают эффективность и всегда оглядываются на окружающее мнение. С ними безопасно, но до безобразия скучно, поэтому удачи им и не видать. Да она им, в принципе, и не очень нужна, потому что есть вера в свой талант и силы, что тоже крайне полезно для организма и востребовано на рынке труда.
Увы, «Адмирала» делали в некоторой степени перестраховщики, а выбранная тема диктовала людей совершенно другого толка.
Нет, боязнь режиссера, сценариста и продюсеров вполне объяснима и понятна сюжет явно не простой, для многих может обернуться болезненным действием. Не будем забывать, что даже невинные летающие в холодильниках археологи нарываются в нашей стране на неприятности. Тут же − Колчак, фигура в лучшем случае неизвестная, а для страстных поклонников школьной истории сугубо антагонистическая.
Тем не менее, шанс ввести эту историческую личность в народ у создателей фильма всё-таки был − хорошо это или плохо, но в кино всё активнее ходит то поколение, которое советских учебников в глаза не видело. Увы, никто эту замечательную возможность так и не реализовал: в самом начале «Адмирала» нам показывают красивый, но один-единственный бой с немецким кораблём, и на этом исторический экскурс в прошлое Колчака как бы заканчивается.
Почему именно этому человеку предлагается активно сопереживать на фоне Гражданской войны и построения нового государства, что он сделал для России − об этом зрителям предлагается догадаться самостоятельно. С одной стороны, принципа «Заинтересовался человеком − купи историческую книгу и прочитай её уже вместо этого своего чёртового гаррипоттера» никто не отменял. С другой откуда же возьмётся интерес, при таком-то подходе?
«Адмиралъ» до того здорово зачищает все острые углы и обходит все подводные камни с минами, что попутно лишает себя какого-либо вкуса. По форме получился «Властелин колец», не меньше. С одной стороны царские офицеры, белая кость, вера, любовь преданность к отчизне, одна рука на кортике, другая с периодичностью в пять минут творит святое знамение. С другой большевики, типичные орки, неопрятные, грязные и харкающие, поодиночке не сильно вредные, но в стае и с пулемётом опасные. Вроде как ясно, что большевизм зло, но по степени безликости он ни в чем не уступает Саурону, просто злая сила, стремящаяся к разрушению всего доброго и вечного. Ну а с орков какой спрос? Вот именно.
Стало быть, Православное Средиземье в опасности, времена тревожные, но и в ужасах войны есть место большому и светлому чувству.
Хорошая новость: ужасы войны стали получаться, если позволителен такой эпитет, просто роскошными, ничуть не хуже ужасов войны заслуженных кинопостановщиков с охапкой «Оскаров» за пазухой. Во всем, что касается взрывов, громких звуков и панорамных видов, «Адмиралъ» смотрится на сто миллионов. Что тут скажешь? Научились работать с компьютерной графикой, делать внятный боевой монтаж и включать эпическую музыку там, где надо. Визуальную часть фильм отрабатывает выше всяких похвал. Молодцы.
Не очень хорошая новость большое и светлое чувство, даром что на нём держится сюжет, получилось откровенно так себе. Воистину, надо быть Тимуром Бекмамбетовым, чтобы разглядеть между персонажами Хабенского и Боярской искру, успешно реализовав её в своем фильме. Фактически, это первый случай в математике чувств, когда умножение на ноль дало ненулевой результат.
С «Адмиралом» же ситуация иная: любовь, которая крепка, как смерть, на поверку абсолютно безжизненна. Скомканное начало истории с рваными дырами в повествовании никак не показывает, откуда такая любовь взялась, а дальше зритель должен просто мириться с проявлением чувств (чаще всего со стороны Анны Тимиревой), причём происходит это так − на фоне кровопролития произносятся высокопарные предложения и обороты, за которыми не ощущается никаких особых эмоций.
Тут уже позвольте провести другую параллель − с «Турецким гамбитом», где фраза «Я вас люблю» из уст главных героев не звучала ни разу, однако накал страстей был такой, что «Адмиралу», в котором эти три слова произносятся неоднократно, на манер какой-нибудь мантры, даже и не снилось.
Фильм бесповоротно теряет зрителя где-то посередине, когда любовная линия становится откровенно навязчивой, а все остальные сюжетные двигатели откровенно буксуют или, если выражаться образно, рвут стоп-краны и проваливаются под лёд. А обратного пути, увы, нет. Остается копить скуку до заключительных титров.
Завершающая метафора такова: представьте себе людей, построивших гоночный болид в соответствии с техническими требования «Формулы-1», а потом посадивших за руль не Шумахера, а столетнего дедушку, который за всю свою жизнь не нарушил ни одного правила дорожного движения. Наблюдать за тем, как спорткар неторопливо плетется в правой полосе, просто-напросто скучно. Прежде чем делать фильмы национального масштаба, надо хорошо понимать национальный характер. Там, где русские, там и любовь к быстрой езде.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: