Метагалактический мегакинопортал
Эмма Робертс целуется с Ким Кардашьян в свежем трейлере 12 сезона «Американской истории ужасов» Автор хоррор-манги Дзюндзи Ито опубликовал новую историю про Томиэ Новые сериалы недели: лихач Джанкарло Эспозито мстит за семью Огненная Эмбер Хёрд показала закулисье «Аквамена 2» (фото) Гендерно-нейтрально: на роль Буратино в новом фильме взяли девочку

Алёша Попович и Тугарин Змей

Вот конём меня!

Талант, как говорится, не пропьёшь, не прокуришь и не пронюхаешь. Исключения из этого золотого правила, к сожалению, слишком часты, но тем приятнее убеждаться в его общей корректности.

«Алёша Попович» от питерской студии «Мельница» — самый что ни на есть авторский проект, впитавший в себя от режиссера Константина Бронзита очень, очень многое. С этим мультфильмом сложилась вообще довольно странная ситуация: все, кто на свою беду уже успел посмотреть «Карлика Носа», поставленного совсем другим человеком, на «Алёшу» косились с вполне объяснимым недоверием. Дескать — ну чего от этих-то ждать?

Те же счастливчики, что знакомства с прошлым творением «Мельницы» избежали, а вот с короткометражками Бронзита вроде «Дома на краю земли» успели завязать тёплые дружеские отношения, не менее оправданно ожидали от «героического блокбастера» чего-то совсем особенного. Вплоть до пресловутого возрождения отечественной полнометражной анимации, которая попытку подняться из гроба делала уже не раз, но неизменно пугала зрителей то откровенным закосом под диснеевщину в самом худшем ее проявлении, то натужно-аншлаговым юмором, то поганенькой озвучкой, то еще какой мурой.

Такие разные

Ни одним их вышеперечисленных недостатков «Алёша» похвастаться не может. Жалость какая! У российских аниматоров наконец-то получилось создать продукт, не похожий на остальные и при этом своей уникальности не только не стесняющийся, но и не выдающей ее за свое единственное достоинство.

Если в прошлом творении «Мельницы» подражание бывшему лидеру анимационной индустрии было достаточно очевидным, то обвинить в подобном обезьянничестве «Алёшу Поповича» сможет лишь человек с недюжинной и достойной лучшего применения фантазией. Бронзитовский мультфильм выделяется из сонма однообразных рисованных плоских поделок как картинкой, так и анимацией: расписывать прелести того и другого можно долго (особо здорово получились лица главных героев и их же движения), но на кой ляд?

Просто поверьте: вышло красиво, мило и самобытно — в самом хорошем смысле этого слова. Художественное самовыражение бывает удивительно разным: у одних рождается «Элизиум», а у других — Appleseed, первые выдают на-гора «Незнайку и Барабасса», а вторые творят «Алёшу Поповича».

Повесть о настоящем коне

Сценарий мультфильма однозначно не рассчитан на то, чтобы сражать зрителя сюжетными изысками. Не этим берет. С другой стороны, некоторое провисание наблюдается лишь единожды — где-то в районе игры коня Юлия на лохотроне. Все остальное время вы проведете как минимум с довольной миной на лице, как максимум — хохоча в полный голос.

«Алёша Попович» — из тех мультфильмов, что легче легкого растащить на цитаты, по большей части уместные лишь в контексте. Зато это будут такие цитаты, по которым свежеиспеченного фаната Бронзита узнаешь моментом: от «Давайте, что ли, за руки возьмемся» и «Не упал» до «Я святой Лука, а это — пророк Моисей» и «Не смешите мои подковы».

Последние две фразочки, к слову, принадлежат тому самому персонажу, присутствие которого дает некоторым повод обвинить «Тугарина Змея» в подражании «Шрэку». Типа, раз болтает и принадлежит к семейству непарнокопытных, значит — мерзкий клон, без права апелляции. Это, конечно же, полная хересь, потому как даже пятилетний ребенок насчитает в характерах Юлия и Осла столько различий, что не хватит никаких пальцев для загибания.

Пожалуй, создатели мультфильма оплошали лишь в одном — по доброте душевной или еще каким причинам вложили в уста Юлия чересчур много слов. Болтовня коняги, призванная оттенять относительную молчаливость остальных героев, все же несколько утомляет. Зато на ее фоне ограниченный словарный запас того же Алёши Поповича, обожающего выкрикивать самые разные производные от фразы «Отведай-ка силушки богатырской!», кажется особенно милым. Умом протагонист не вышел, зато компенсирует этот недостаток искренностью и живостью.

И-го-го как

О героях «Алёши Поповича» вообще стоит замолвить отдельное словечко, потому как это настоящие цвет и краса мультфильма. Львиная доля гэгов — не столько разговорных, сколько ситуационных — строится на неповторимости и комичности характеров. Это и постоянно улыбающийся дед Тихон, и трогательно волнующаяся за Алёшу Любава, которая почти не слезает со своего ослика, и сам меланхоличный Моисей, и не разгибающаяся ни на секунду бабка из породы «Коня на скаку остановит», и, конечно же, главная парочка — жизнерадостный остолоп Алёша и трусоватый паникёр Юлий.

С не меньшей любовью выписаны второстепенные персонажи вроде лохотронщиков с «пацанскими» повадками, собаки-князя, Святогора, княжеской охраны, Тугарина Змея и даже, черт возьми, последнего оставшегося на ногах после сражения с Алёшей тугарского вояки.

Озвучены, кстати, все эти личности преотменно. Голоса актеров идеально подходят их героям, и выделять кого-то особо нет никакого желания. Все хороши. Хочется верить, что подобный подход к озвучке войдет у наших аниматоров в привычку, и всевозможные недоразумения вроде сами знаете чего быстренько останутся в прошлом.

Синдром привыкания

Иные фильмы имеют замечательный постэффект — вспоминая некоторые сцены, сложно удержаться от смеха. «Алёша Попович» пошел в этом вопросе до победного конца — для микроистерики достаточно одного-единственного кадра.

Это как, знаете ли, как в случае с «Проклятием», разве эмоции имеют совершенно иную полярность. Там впечатлившегося человека пробирал мороз по коже при взгляде на кадр с маленьким мертвым мальчиком, а тут в голове всплывает перекошенная рожа Бабули, которая только что перетащила на своем горбу Моисея и Любаву, а в благодарность услышала лишь «Спасибо тебе, Алёшенька!», или физиономия Поповича, только что совершившего акробатический трюк на бревне, и на лицо наползает широченная улыбка.

Имейте в виду, что таких вот моментов в «Алёше Поповиче» — вагон и маленькая тележка. Это не мультфильм — это сплошной гэг, в существование которого поверить поначалу довольно непросто. «Что, неужели наши снова начали снимать хорошие мультики?» Ответ утвердительный.

И вот еще что: замечено, что каждый просмотр «Алёши Поповича» способствует возникновению все более и более глубокой симпатии к этой ленте. Четвертого похода в кинотеатр ждешь с нетерпением: да, все шутки выучены практически наизусть, но страсть как хочется снова увидеть и услышать их «вживую».

И этой слабости можно потакать сколько влезет. От вас не убудет.

Обсуждение рецензии
29 комментариев
Поделиться:
Михаил Судаков
1 января 2005

Нехуево 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
65%
Ваша оценка

Оценки авторов КГ

  • Юрий Лущинский«Кино»

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0ЕВА
 
 
3Телеовощи – 544: Где проходит граница
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 615: Запрет Гая Ричи, анонс «Матрицы 5», «Годзилла и Конг: Новая империя», «Хитмен. Последнее дело»
 
0Ноль кадров в секунду – 521: Пенис-терминатор
 
 
2ЕВА – 576: Приключения Шерлока Барса и Доктора Водкинса
 
0Телеовощи – 543: Мебель с сюрпризом
 
3Лазер-шоу «Три дебила» – 614: «Охотники за привидениями: Леденящий ужас», «Кунг-фу Панда 4», дипфейковый Юрий Никулин
 
2Ноль кадров в секунду – 520: Консоль на патриотизме
 
 
5ЕВА – 575: Путешествие Кино по наркотикам
 
7Телеовощи – 542: Межпространственный Чумазик
Ещё

Новые комментарии