На месте режиссера Кристофера Нолана мы бы поостереглись ходить по неосвещенным аллеям в темное время суток. Не ровен час нарвется на пышущих праведной злостью и обидой Джорджа Клуни, Арнольда Шварценеггера и Джоэла Шумахера. С не самыми последними людьми в Голливуде кинодел поступил очень некрасиво и, прямо скажем, не по-дружески.
Им, объектам народного гнева и шуточек, и без «Бэтмена: Начало» тяжело жилось. «Да, мы похоронили крылатого мстителя, а Арни предлагал мне уйти за ним в политику», рассказывал Джордж Клуни. Шумахеру, напомним, чтобы засыпать солью пятно на карьере и совести, пришлось экранизировать культовый мюзикл. Но человеческая память славна умением сохранять чужие проколы, а достижения ну, как повезет. И теперь, когда летучая мышь уподобилась фениксу, восстав из пепла краше и милее прежнего, Арни, Жора и Джоэл познают новые границы унижения.
В общем, Нолан сам напросился на мордобой. И никто не придет таланту на помощь, ибо на шухере будут стоять проверенные люди Тим Бёртон и Мигель Китон. Да, эти двое вроде как держатся особняком, но и у них есть за что точить зуб на Кристофера. Классическая бэт-дилогия, конечно, сохранит статус первой, но с иконостаса ее все же попросят подвинуться, уступив место новичку. И попробуй только заикнуться о местах для инвалидов с детьми этот молодой наглец и слушать не станет!
А Кристиан Бэйл Ну что Кристиан Бэйл? План по уничтожению раскачанного и натренированного актера разработан давным-давно и носит кодовое название «Машинист-2». Дай чудику волю заморит себя голодом без посторонней помощи. Чистое дело, несчастный случай на производстве. Поклонники Нового Бэт-завета рыдают, шайка имени Бёртона-Шумахера хихикает и потирает ручонки.
Трагедия одного человека
Пожалуй, разочароваться в «Начале» смогут лишь некоторые особо одаренные критики, которые давным-давно, едва стало известно, что в недрах Warner Bros. готовится приквел, а не какой-нибудь там «Бэтмен и Робин и Бэтгёрл», заподозрили фильм в страшном в выворачивании наизнанку микрокосма главного героя.
Некоторые весельчаки до сих пор почему-то считают, что комиксоидные персонажи не имеют права на серьезные душевные переживаниях. Не их, дескать, профиль. Разрешается отращивать адамантиевые когти, управлять погодой и магнитными бурями, но ни в коем случае не изображать шекспировские страсти. Ну вот разве что подросток Спидормен имеет индульгенцию на беспрерывное обсасывания вопроса Силы и Ответственности. Но «Спидормену» вообще много чего можно в том числе быть паршивым фильмом и при этом зарабатывать Огромные Деньги.
Там, где сел на мель Энг Ли, у сценаристов Нолана и Гойера все семь футов под килем. Отрочество Брюса Уэйна, его трансформация из отчаявшегося ребенка в молодого человека, который эгоистично сосредоточен на своем горе, и конечное преобразование в жаждущий справедливости символ неподкупности и истины в последней инстанции оформлены в виде захватывающей истории, которая не ставит перед зрителем никаких вопросов, но и не оставляет недомолвок. Сюжетная линия строга, логична и, не надо хвататься за голову или крутить пальцем у виска, правдоподобна.
Игра устрашения
Снимая «Начало», режиссер Нолан изрядно поэкспериментировал с жанрами. Задумай мы загнать атмосферу картины в рамки классификации, то получили бы «полнометражную адаптацию графической новеллы, экшен с элементами триллера, ужастика и зомби-муви». Надеюсь, вы любите кинематографический винегрет не меньше редколлегии КГ а уж она-то готова лопать бэт-блюдо столовыми ложками. Не извольте беспокоиться тут всем хватит, повара оказались умелыми и запасливыми.
Пожалуй, издательству DC Comics стоит выдать Кристоферу бесплатную порцию молока за наконец-то достойно реализованное главное оружие Бэтмена страх. Страх затаившегося в темноте непостижимого существа то ли человека, то ли не совсем. Первый дебют Брюса Уэйна в героическом амплуа повергает в шок и трепет. Нолан обставил налет летучей мыши из ада на экспортеров запрещенного порошка в стилистике примерного хоррора: бандит заходит в тень, тень оживает и превращается в стремительное, неуловимое движение. Резкий звук, отчаянный вскрик (если повезет) и все, горе-грузчика как не бывало. Бэтмен это не человек в резиновом костюме и ушастой маске. Бэтмен это ужас, летящий на крыльях ночи. И эта фраза почему-то уже не кажется нам смешной.
Вступив на путь инкорпорирования в «Начало» откровенно пугательных элементов, умница Нолан, знаток человеческих слабостей и недугов, пошел дальше, чем кто бы то ни было из режиссеров комиксоэкранизаций. Вы хотели узнать, как можно на полном серьезе пугаться парня в мешковитой маске, предпочитающего называть себя Пугалом? Всегда удивлялись, с чего это вдруг иные представители преступного мира пужаются Бэтмена до самой натуральной усрачки? Что ж, режиссер с радостью ответит на эти и многие другие вопросы. Открытым останется лишь один за каким таким чертом продюсеры решили отказаться от более чем уместных здесь подзаголовков «Устрашение» и «Игра на устрашение»?
Бэт-драйв
Большим сюрпризом для нас стал образцовый экшен «Начала», которого, честно говоря, не ждешь от автора запутанно-мозголомного «Помни» и медитативно-изматывающей «Бессонницы». Курс на реалистичность, взятый Дугом Лиманом и Полом Гринграссом в «Борнах», ведет картину правильным путем протагонист выходит из тьмы в самый последний момент, чтобы серией жестоких и экономичных движений закончить раздачу справедливости всем, кто этого заслуживает.
К вящему сожалению, оператор Уолли Пфистер тоже проникся идеями борн-фу (второй редакции) камеру изрядно потряхивает и от этого впечатление от файтинг-сцен как-то смазывается. Не подумайте дурного никаких параллелей с творчеством главного эпилептика российского кинематографа Антонова нет и не предвидится, но от «Бэтмена» мы в праве требовать идеальности во всем. Ведь в остальном мы получили действие высшего сорта и качества, не говоря уже о лучшей погоне на бэтмобиле и полетов главного героя за всю историю существования франчайза.
Потенциал реализован всецело, включая дуэль на катанах клерика Джона Престона и японского феодала Кацумото, а бесконечную красоту тех моментов, когда Нолан сотоварищи давят на бэт-стилистику, описать словами не представляется возможным. Вспоминаем сцену «Бэтмен покидает поезд» вытираем слёзы счастья и шарим по карманам в поисках пары сотен рублей на еще один билет в кино. Обсуждаем сиквенс «Бэтмен вламывается в психиатрическую лечебницу» решаем, что проще закупиться билетами на неделю вперед, даже если в кинотеатрах не дают оптовых скидок. С содроганием (в хорошем смысле этого слова) перетираем беспорядки в Готэме приходим к выводу, что проще вообще не вылезать из этих уютных храмов кино. Чай, примут за охранников или билетеров и начнут пускать на все сеансы с «Бэтменом: Началом» бесплатно.
Подошли
Кстати, внеочередное доказательство пророческих способностей редколлегии КГ по имени Кристиан Бэйл полностью оправдал возложенное на него доверие. Как там говорили в пресс-релизе? «Нужное сочетание света и тьмы»? Действительно по другому и не скажешь. Для «Бэтмена» Бэйл даже не раздвоился, как положено хорошим актерам, а расстроился: в личине Брюса Уэйна принимает ванны в декоративном бассейне отеля с двумя супермоделями, за маской летучей мыши яростно блестит глазами и изредка показывает себя настоящего мальчика, которому слишком рано пришлось осиротеть.
Чтобы жизнь казалась сущим бразильским карнавалом, нам подсовывают великолепного Альфреда, убедительно честного лейтенанта Гордона, безумного Киллиана Мерфи и Дальше можно было бы перечислить всех актеров, включая патрульных лошадей, но зачем разоряться, если можно констатировать непоколебимый факт Станиславский охрип бы от беспрестанных воплей: «Верю!» и назвал бы Криса Нолана своим идейным преемником. Живые персонажи даже смогли обеспечить пресловутый юмор, который рождается в репликах и действиях героев, а не в специально запланированных гэгах. Цитатами здесь сорят без всякой меры и совести метких фраз, которые доведут не слишком закомплексованного зрителя до аплодисментов, тут минимум на три фильма.
А в заключение еще один факт из разряда неоспоримых. «Бэтмен: Начало» лучшая экранизация комикса всех времен и, разумеется, народов. Можно ли сработать еще лучше? Сиквел покажет.
P.S. Эх, нет никакого желания скатываться на брань, но, в конце концов, это не вина людей, снимавших картину, что в стране медведей и диких переводчиков не сдержались и маленько подпортили шедевр. Червоточина хоть и мала, зато на самом видном месте: в отечественном дубляже хриплый голос Бэтмена зачем-то сдобрен электронными интонациями, как будто озвучивающий индивид говорит через сильно барахлящий микрофон. Обидно до слез, ведь в остальном переводчики сработали на должном уровне.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: