batman7 Рецензия на фильм «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» / The Dark Knight Rises
 
 
 
 
 
Rotten Tomatoes запретил безбилетное голосование Джордж Мартин высказался о финале «Игры престолов» и будущем книжной серии «Тёмные начала» — трейлер экранизации фэнтези-трилогии Филипа Пулмана E3 2019 — перечень и расписание конференций «Рик и Морти» вернутся на экраны в ноябре

Тёмный рыцарь: Возрождение легенды

The Dark Knight Rises

Вопрос веры

«Возрождение легенды» и режиссёр Кристофер Нолан просят ни много ни мало верить в главного героя как в персонажа полубожественного происхождения, способного своим самопожертвованием обнулить кармический баланс если не всего человечества, то хотя бы одного большого города. Ну или как в Деда Мороза, сменившего опостылевших оленей на чёрное НЛО и кошмарящего гопников, суперзлодеев и прочих проходимцев.

Насколько сложно это, в конце концов, может быть?

Если нет веры, то не будет и львиного удовольствия от фильма. То есть постарайтесь понять правильно: кино при любых раскладах покажется хорошим, ведь это всё-таки Нолан — человек, способный одной кинематографической техникой, сплавом музыки, картинки и действия отправить ваше чувство прекрасного в глубокий, но такой приятный нокаут. Однако поскольку в кино иногда происходят самые настоящие чудеса (протагонист немыслимым образом оказывается в разных местах, общается с мертвецами и тому подобное), то лучше сразу уяснить: это не неряшливый и предсказуемый сценарий, а современный урбанистический миф. Извините за констатацию вполне очевидных вещей.

Из всей серии, которая честно и не без успеха пыталась быть максимально реалистичной, пожалуй, именно триквел оказался самым комиксоидным. Резко увеличилось количество людей в масках, Брюс Уэйн построил в своём гараже какую-то хреновину, которая куда органичнее смотрелась бы с клеймом «Старк Индастриз», ну и опять активизировались Тайные Организации. Но не пугайтесь, пожалуйста, — фильму всё ещё очень далеко да психотропных гей-оперетт Джоэля Шумахера, как, впрочем, и до сказочной стилистики Тима Бёртона.

При всём этом «Возрождение легенды» является скорее прямым продолжением «Бэтмена: Начала», нежели криминального триллера про социальные эксперименты бесчинствующего клоуна. В Готэм-сити вновь узнаётся Нью-Йорк, а не Чикаго, да и сам город получает более самостоятельную роль, вырастая из обычной среды, где обитают отдельные персонажи (или случайные пассажиры паромов), в важного участника истории. Возвращается и своеобразная глобальность происходящих событий, густо перемешанная с символизмом разной степени необходимости и глубины. Причём прямых и абстрактных аллегорий здесь по самое горлышко: от старых разговоров про образ главного героя до целых сюжетных арок о далёких путешествиях туда и обратно в неведомые края с ямами-темницами.

Насчёт людей в масках — концентрация Бэтмена в фильме про Бэтмена упала до исторического минимума. Этим пришлось заплатить за дядю Бэйна и хулиганку Селину Кайл, так ни разу и не названную Женщиной-кошкой. Мы, конечно, можем объяснить, почему Джокер навечно останется лучшим злодеем трилогии, но не будем. Во-первых, обладатель теперь уже фирменного намордника приехал в Готэм не в игры играть, а мучить и убивать, это уже не столкновение непреодолимой силы и неподвижного объекта, а столкновение двух сил. Во-вторых, у антагониста есть своя весёлая риторика: представьте себе вождя мирового пролетариата на стероидах — весьма необычный образ, не так ли? Броневики, кстати, тоже идут в комплекте.

Хотя проводить параллели между персонажем Хита Леджера и кем-либо ещё — дело крайне обидное и несправедливое для последнего. Бэйн практически до самого финала великолепно справляется со всеми возложенными на него функциями и даже делает кое-что в качестве бонуса — часто ли вы встречаете в кино злодеев настолько хладнокровных, пугающих и внушительных? Правда, совершенно очевидно, что в нашей локализации антагонист оказался несколько не тем персонажем, каким его задумывали создатели: к неоднозначной озвучке привыкание приходит пусть и быстро, но ощущение какой-то неправильности не отпускает и по сей день.

   
   

Что касается прочих новичков, то при всём уважении к Джозефу Гордону-Левитту, его герой является источником чуть ли не всей скуки в фильме, постоянно сбивая ритм повествования. И даже последняя сцена с ним не оправдывает всех нудных разговоров и беготни с детьми-сиротками — понятно, что оно вроде бы надо, но зачем же такой прямой морализм-то?

А второй антагонист, появление которого должно было стать неожиданным сюжетным откровением, скрытый и по совместительству ответственный за все безобразия в городе, так и вовсе практически всё портит. В итоге весь замысел истории и суть происходящего упираются в неадекватную мотивацию этой противоборствующей стороны, что и вызывает самый главный вопрос по части сценария: дескать, а нахера?

Не ударяясь в спойлеры, предлагаем такую параллель: представьте себе Озимандиаса из «Хранителей», решившего устроить Самую Великую на Свете Шутку в утопическом мире добра и справедливости, где Роршах стал вести светскую колонку в модном журнале, а Комедиант обзавёлся семьёй и по пятницам водит дочурку на бальные танцы. Спрашивается, на кой чёрт тут революции и великие потрясения во имя идеи, если и так всё вроде бы неплохо? В общем, фанатики-злодеи с дырявой идеологией никогда не вызывали интереса.

Всё это, а также возведение заключительной части в эпик, увы, заметно упростило сюжет — это не сиквельная борьба за душу города, а знакомая попытка отвести смертельно опасную угрозу, как в первом фильме. Только всё в разы эпичнее: нервы абсолютно всех действующих лиц напряжены до предела, зажигательная личностная драма бьёт изо всех целей, а редкий, но меткий экшен искрит со страшной силой.

И в течение последней трети фильма в движение приходит такое количество разнообразных деталей, что в определённый момент наступает чувство эмоционального и информационного пресыщения — восприятие притупляется, а происходящие на экране события уже просто не хочется подвергать какому-то там анализу. Возможно, на то был и расчёт — сценаристам явно не выгодно, чтобы зритель всерьёз задумывался и начал задавать вопросы.

Поэтому мы и говорим исключительно о вере. Если вы сможете действительно заставить себя поверить в Готэм-сити с его героями и злодеями, то умело нагнетаемый режиссёром драматизм накроет строго как предполагалось. Конечно, это хрупкий фундамент для столь сложной конструкции, но попытаться явно стоит.

Говорите, из искры может возгораться пламя? «Возрождение легенды» без проблем выжжет ваш мозг.

Обсуждение рецензии
788 комментариев
Поделиться:
Юрий Лущинский, Евгений Кузьмин
2 августа 2012

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
92%
Ваша оценка

Оценки авторов КГ

  • Михаил Судаков«Кино»

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Новые комментарии