«Морской бой» мог бы стать таким же образцовым весенне-летним блокбастером, как, например, первые «Трансформеры»: динамичным, зрелищным, весёлым и в меру наивным. А вместо этого — получился просто хорошим.
Режиссёр и сценаристы зачем-то наступили на столь очевидные грабли, что большинство киноделов перешагивают их, даже не задумываясь. Ну кому способна прийти в голову мысль делать летний блокбастер без единой экшен-сцены в первой половине фильма? А дело всё в том, что создатели «Морского боя» — личности невероятно увлекающиеся.
Вот, например, стоит перед ними задача: познакомить зрителя с основными действующими лицами будущего повествования. Задача, казалось бы, рядовая, решается минут за двадцать максимум — да и то если важных героев не меньше десятка. Но натура берет своё: рассказ о персонажах, их характерах, связях и взаимоотношениях растягивается на добрые полфильма. И ладно бы герои были нестандартные, необычные, интересные (вроде, скажем, сильнопьющего бомжа-супергероя) — тогда проблем никаких, фильму это исключительно во благо. Так нет же, главное действующее лицо — банальный долбоёб, что становится понятно ещё во время вступительной сцены. Остальные 55 минут знакомства позволяют лишь оценить степень его долбоёбизма — ну да, клиническая. Очень, очень полезная и необходимая для адекватного восприятия фильма информация!
Прочие персонажи тоже не отличаются глубиной характеров, уверенно держась известных шаблонов: «Красивая блондинка с мозгами», «Насквозь положительный старший брат» или «Достойный соперник — даром что японец». Стоит признать, за указанный период времени персонажей успеваешь отлично запомнить если не по имени, то хотя бы в лицо и по функциональному назначению в сценарии, поэтому в последующей суете не возникает вопросов типа «Кто это такой и что он здесь делает?». Но вот проникнуться к кому-то из них мало-мальски тёплыми чувствами — едва ли. Не с чего-с.
Казалось бы, ну и что? Мало ли в летних блокбастерах штампованных персонажей и героев-долбоёбов? Да каждый второй! Они становятся от этого хуже? Да нисколько! И будь «Морской бой» образцовым, а не просто хорошим весеннее-летним блокбастером, вся эта сюжетная тягомотина скрашивалась бы разудалым экшеном, из-за которого зритель просто не успевал бы заскучать. Вот только весь первый час экшена нет и в помине. Есть любовь-морковь, долбоёбские выходки, выяснения отношений и даже футбольный матч. А экшена — нет. Да, совсем как в «Халке» 2003 года.
Но всё меняется, когда приходят они! С появлением на экране пришельцев от унылости первого часа не остаётся и следа. Всё-таки «Морской бой» делали и правда очень увлекающиеся люди. И когда они наконец разобрались с героями и взялись за экшен, то подошли к делу с не меньшими старанием и основательностью.
Впрочем, охуенность фильма нарастает постепенно (видимо, для того чтобы зритель, всю первую половину фильма постепенно погружавшийся в состояние расслабленной скуки, не умер от разрыва сердца из-за резкой смены курса и глубины контраста). Для начала летающий кораблик постреливает по корабликам водоплавающим, те вяло отвечают — смотрится всё это неплохо, но как-то обыденно и без огонька. Тут впору вспомнить и Майкла Бэя с двумя последними частями «Трансформеров». А вот дальше…
Дальше Бэя начинают планомерно и систематично унижать. Взять хотя бы сцену эффектнейшего разрушения городских структур инопланетными хренями, напоминающими летающие циркулярные пилы повышенной зубастости. Смотрится очень здорово, по уровню восторга не уступает лесному бою Оптимуса с десептиконами в «Мести падших» и запросто затыкает за пояс всё остальное, что там есть. Не отстают и схватки с пришельцами в бронекостюмах.
Да что там — собственно морской бой, который «ранил-ранил-убил» (да, он здесь тоже есть), даром что почти полностью проходит перед экранами мониторов и формально не может быть отнесен к экшен-сценам, по уровню напряжённости уделывает любые зрелищные схватки в подавляющем большинстве фантастических боевиков последнего времени (кроме Вы Сами Знаете Какого Фильма).
И всё это меркнет в сравнении с последним получасом, когда в бой вступает местная «Аврора» — плавучий музей-линкор «Миссури» (не зря, значит, Стивен Сигал отбил его у злых террористов в «Захвате»). Вот здесь-то крутость, пафос и охуенный корабельный экшен сливаются в экстазе, походя отправляя тысячи американских подростков записываться добровольцами в ВМФ, лишь бы только дали возможность жахнуть разок из такой же пушки. Смотри, как надо, Майкл Бэй!
Ну да ладно, экшен экшеном, а что же бесивший главный герой? Как только начинается бой, от долбоёба внезапно не остается и следа: его место занимает умный, смелый, собранный и творчески мыслящий командир (как мало надо, чтобы перевоспитать одного придурка: всего лишь инопланетное вторжение и гибель нескольких десятков тысяч человек). Что, конечно, здорово само по себе, но делает первую половину фильма ещё более бессмысленной. Почему нельзя было перейти к этому сразу же, опустив все долбоёбские метания? Нет ответа.
Итак, «Морской бой» далек от идеала. Местами его приходится просто терпеть, местами кажется, что он издевается, как какой-нибудь эксцентричный дядюшка, который любит помучить заехавших родственничков занудными нотациями и нравоучения, прежде чем осыпать их сказочными подарками. Но уж поверьте, подарки того стоят: зрелищность, драйв, изобретательность и брутальные схватки тяжёлых боевых машин чудовищной огневой мощи. И если уж на то пошло, то как реклама американского ВМФ «Морской бой» вне конкуренции.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: