КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
«Трансформеры» и «Бросок кобры» пересекутся в полнометражном фильме от продюсеров Стивена Спилберга и Майкла Бэя Экшен «Падение империи» поставил рекорд в американском прокате «Не будь ссыклом»: как Джонатан Нолан уговорил брата снять «Тёмного рыцаря» Готовится к релизу стимпанк-метроидвания Gestalt: Steam & Cinder «Форсажный» режиссёр снимет криминальный триллер в духе «Города воров» Бена Аффлека

Воровка книг

The Book Thief

Урок литературы

Несмотря на внешнюю мягкотелость, яйца у фильма «Воровка книг» как пушечные ядра. Уж больно нестандартно он подходит к освещению нацистской Германии.

В кино как-то так повелось, что коли уж на горизонте замаячили Гитлер с друзьями, то готовьтесь лицезреть ужасы войны. Оно и понятно: когда твоё любимое времяпрепровождение – геноцид и забрызгивание слюной микрофона, в памяти людей это откладывается не самым лестным образом. Смачная демонстрация запредельной жестокости стала своего рода обязательной программой для историй о Третьем рейхе.

А «Воровка книг» взяла этот предписанный судьбой сценарий, сложила в бумажный самолётик и запулила куда подальше всем ветрам назло. Все физические мерзости, сопутствующие режиму, она деликатно оставила за кадром. Фильм предстаёт добрым, тёплым и милым, словно фотоальбом с котятами. Мир, дружба, зига, жвачка – вот к каким понятиям сводится быт героев.

Не то чтобы авторы пытались выставить нацистов в положительном свете. Ничего подобного – те по-прежнему подонки и вырожденцы, как им и подобает. Просто создателям гораздо интереснее добрые и порядочные люди, нежели двинутые мутанты. Именно для них режиссёр Брайан Персиваль не жалеет экранного времени – для жертв обстоятельств, потерявшихся посреди этого бедлама и сохранивших человеческое лицо в тяжёлые мгновения.

Чем в стотысячный раз содрогаться при виде концлагерей, он находит не менее эффектные с кинематографической точки зрения выразительные средства. Иной раз сцена с массовым сжиганием горы книг на площади может выглядеть красноречивее измученных трупов.

Происходящее больше похоже на красивую и страшную сказку: присутствие сил зла ощущается, но по большей части остаётся незримым. При всей уютности фильм совсем не пытается увильнуть от драматических моментов и трагических обстоятельств. Даже напоминая, что жизнь бывает суровой, он использует не лобовой, а более тонкий подход. Мрачный жнец ходит кругами и за шкирку выуживает персонажей на тот свет одного за другим, однако выполняет он свои обязанности без злорадства, нисколько не стремясь втереть невзгоды в лицо их потерпевшим. Тип довольно болтливый, но, надо признать, скорее приятный, пусть и склонный к некоторой мелодраматичности.

   
   

Участие Джеффри Раша уже само по себе гарантия волшебства, благо то, как он вживается в роль, даже неловко называть актёрской игрой – натуральная магия. Его великолепие – константа, на которой держится мир. Куда удивительнее, что в этот раз колдует он не один. Эмили Уотсон – поистине замечательная ведьма, а юная Софи Нелисс столь чудесно органична, что без ворожбы тут явно не обошлось. Лицедейский состав высекает искры не хуже фейерверка в небе.

Есть, конечно, у картины и уязвимые места. Со злых языков станется дразнить её за лишний вес – проблему, к которой предрасположены многие произведения с литературным наследством. Из песни слов не выкинешь, поэтому временами даёт о себе знать убаюкивающая затянутость. Подростковая направленность романа Маркуса Зусака также влечёт за собой багаж из наивности, которая не всем придётся по душе. Ну и умудриться пропихнуть в фильм, разворачивающийся во времена Второй мировой, рекламу продукции Apple – это уже какое-то зашкаливающе циничное нахальство.

Впрочем, если подобные придирки не дают вам покоя, то это верный знак, что пора сесть на буквоедскую диету. Фильм неприкрыто проповедует любовь к книгам, и уже этой своей приверженностью к старомодным добродетелям он вызывает симпатию. Маленькая девочка на собственном опыте познаёт, что собрания страниц, испещрённые символами и смыслами, способны изменить жизнь человека. Это красивая идея, поданная в изысканной и располагающей к себе форме.

Обсуждение рецензии
18 комментариев
Поделиться:
Николай Долгин
26 января 2014

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
80%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0ЕВА
 
 
3Телеовощи – 544: Где проходит граница
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 615: Запрет Гая Ричи, анонс «Матрицы 5», «Годзилла и Конг: Новая империя», «Хитмен. Последнее дело»
 
0Ноль кадров в секунду – 521: Пенис-терминатор
 
 
2ЕВА – 576: Приключения Шерлока Барса и Доктора Водкинса
 
0Телеовощи – 543: Мебель с сюрпризом
 
3Лазер-шоу «Три дебила» – 614: «Охотники за привидениями: Леденящий ужас», «Кунг-фу Панда 4», дипфейковый Юрий Никулин
 
2Ноль кадров в секунду – 520: Консоль на патриотизме
 
 
5ЕВА – 575: Путешествие Кино по наркотикам
 
7Телеовощи – 542: Межпространственный Чумазик
Ещё

Новые комментарии