Поговорим немного о прописных истинах.
Как мы привыкли видеть российскую действительность в наших фильмах? Нет, речь идёт вовсе не о блевотно-приторных картинах, выросших на ниве раздувшегося капитализма, вроде «Жары», «Любви с акцентом» или «В ожидании чуда». Там светит солнце, в городах – красиво и чисто, машины — не в пыли, а самая страшная трагедия для персонажей – безответная любовь. Всё это при несоответствующем настроении хочется назвать мерзкими сказками, отрицающими реальность.
Со словосочетанием «отечественный кинематограф» скорее уж ассоциируется перестроечное кино, передающее бесконечно-безнадёжный привет из далекого детства (для тех, кому за двадцать пять). Или мрачные в своей ироничной безысходности комедии вроде «Особенностей национальной рыбалки». Балабанов, Звягинцев – тоже хорошие примеры. На худой конец ещё можно упомянуть мерзкие сериалы про бандитов и тех, кто их как бы ловит. При всей неоднозначной художественной ценности – всё вышеперечисленное хотя бы честно отражает окружающий нас быт.
За океаном принято не жалеть ярких красок для картин. Из-за серьёзного культурного контраста, а также благодаря голливудским фильмам многим российским зрителям Америка кажется какой-то другой планетой. Дескать, там небоскрёбы и величественные мосты, хорошие дороги и огромные просторы, нет уродливых людей и даже гопники и бандиты не походят на настоящих гопников и бандитов.
Само собой, всё это общий фон – никто не отрицает, что американцы тоже снимают и более «честное» кино в мрачно-реалистичном антураже. «Ограбление казино», которому куда больше подходит оригинальное название «Убивая их нежно», как раз подобный пример.
У Эндрю Доминика получилась настоящая постапокалипсическая история, иногда прикидывающаяся криминальной драмой. Действие происходит в грязном промышленном городке, где в обветшалых домах живут будто бы одни наркоманы, уголовники и проститутки. Оператор не стесняется делать акцент на особенно унылых пейзажах, после которых даже наши окраины с панельным хрущёвками начинают казаться самым уютным местом на свете.
«Они плачут, умоляют, просят, писаются, зовут своих матерей. Мне становится стыдно за них. Поэтому я убиваю их мягко. Издалека»
Положительных персонажей нет в принципе. Здесь либо трусливые барыги, либо опустившиеся алкоголики и грабители-героинщики, либо Брэд Питт – пусть и впечатляюще крутой, но циничный, злой и непонятно к чему мотивированный.
Добавляет драматизма и время происходящих событий – самый разгар недавнего финансового кризиса, который нежно накрывает страну непроглядной серой тьмой, абсолютной безнадёжностью, предлагающей забыть о былой сытой жизни. А на заднем плане, с экрана телевизоров, из радиоприемников и биллбордов, ведущие политики вроде Буша или избираемого Обамы говорят о великой американской нации, патриотизме и всенародной силе в единстве.
Какое единство? Никого не ебёт. Люди, словно тараканы, выживают лишь сегодня, а при случае, не колеблясь, жрут плоть друг друга. И цинично напоминают тем, кто забыл – каждый за себя в этом чёртовом мире. А жизнеутверждающие высказывания обманщиков и популистов с трибун уже никто давно не слушает – они в другой, параллельной реальности.
Со всей этой непривычной чернухой «Ограбление казино» оказывается, пожалуй, не самым подходящим форматом для просмотра в кинотеатре. Но нельзя не признать, что это действительно великолепно поставленная картина — с отличными диалогами и по-настоящему гнетущей атмосферой отчаяния. Немного странная, самоуничижительная история, разбивающая вдребезги пресловутую американскую мечту.
Редкий образец истинного перестроечного кино, которое на сей раз сняли не депрессивные русские.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: