← Все рецензии | О фильме | Видео / 3 | Кадры / 8 | Постеры / 8 | Разное | Фанарт |
Традиционно российское кино радует в первую очередь мазохистов, но в случае с «Движением вверх» основную целевую аудиторию ждёт возмутительный облом. На этот раз беднягам в кинотеатрах не представится возможности сладострастно заламывать руки от бредовых сюжетных находок, утирать кровавые слёзы от качества картинки и предсмертно постанывать от попыток пошутить в исполнении светочей комедии. Вурдалаки киношники сняли один из лучших отечественных фильмов без очевидных слабых мест.
Впрочем, от продюсеров и сценариста «Легенды № 17» стоило ожидать такой подлянки. Равно как и от режиссёра Антона Мегердичева, чьё «Метро» показало кузькину мать сомневавшимся в наших блокбастерах. «Движение вверх» знаменует новый крестовый поход, по итогам которого даже отъявленные атеисты будут вынуждены признать: можно не верить в бога или Микки Мауса (что, в общем-то, одно и то же), но не в последние спортивные драмы о советских подвигах.
Расписав прелести хоккея, кинематографисты взялись за мюнхенскую Олимпиаду 1972 года, где сборная СССР по баскетболу задала жару и бросила вызов непобедимым американцам. История о том, как целая нация достигла пика блаженства за легендарные три секунды, так и просилась на экраны: ещё бы, ведь в иных обстоятельствах подобная скорострельность совсем не сошла бы за повод для гордости. Дабы проникнуться происходящим, баскетбол, как водится, любить необязательно — фильм зайдёт даже тем, кто убеждён, что понятие «трёхочковый» относится к высшему пилотажу в области порнографии.
Участников сборной изображают фактурные, обаятельные и не примелькавшиеся актёры (это, знаете ли, мало с чем сравнимый культурный шок — не обнаружить в дорогой российской постановке ни единого экземпляра Козловского, Фёдорова или Петрова). На вершине лицедейской пирамиды располагается Владимир Машков, который, видимо, в силу какой-то генетической аномалии просто не умеет играть плохо. Фамилию его персонажа пришлось поменять с Кондрашина на Гаранжина, чтобы лишний раз не гневить родственников тренера. Далеко не все причастные к реальным событиям оценили некоторые художественные вольности сценария. Однако изменения, несмотря на местами нарочитую сентиментальность, пошли на пользу драматургии. Никто из героев не теряется в большом ансамбле — каждый интересен по-своему и раскрывается на экране с любовью и гуманизмом. За исключением мерзковатого чиновника — должно же быть хоть какое-то подобие злодея.
К чести создателей, американцы не представлены совсем уж безнадёжными людоедами. Хоть они и получают установку играть грязно и грубо, но в пределах правил — к тому же советские игроки в долгу не остаются и отвечают той же любезностью.
Даже убеждённым пацифистам, достигшим просветления, знакомо ослепляющее чувство ярости, когда в кинотеатре попадаются шумные соседи. В такие моменты миролюбивые христиане разрабатывают в голове сто планов смертоубийства с помощью пластикового стакана от газировки или, на худой конец, готовятся зафиксировать головы говорунов в отверстии между сиденьем и спинкой, как под гильотиной, и драть их долго кверху задницей. «Движение вверх» рвёт шаблоны: на просмотре у вас прекрасные шансы самим стать возмутителями спокойствия. Во время финального матча страсти накаляются настолько, что показ атмосферой напоминает посещение стадиона, где зрители незаметно для себя превращаются в болельщиков: сидят как на иголках, хватаются за голову и поминают мамок соперника. Это удивительная особенность мастеровитого кино — оно заставляет всей душой переживать за результат, даже если тот известен заранее.
Решающее гасилово занимает добрую треть хронометража. Именно там сходятся все сюжетные линии и заделы: за матчем наблюдают все персонажи, с которыми герои пересекались прежде, — кто со спортивной арены, кто по телевизору. Все добродетели картины играют новыми, усиленными красками, сходясь в одной точке. Патриотический пафос умело разбавляется юмором, а в съёмках игры совершён колоссальный шаг вперёд со времён «Легенды № 17», чей довольно наивный монтаж сбивался на зоологические кадры с корридой во время ледовых побоищ. Действие взрывается каскадом зрелищных понтов с мячом, после чего креативное слоу-мо изысканно смакует, как баскетболисты издеваются над законами гравитации, и выдерживает мучительные драматические паузы — заколышется ли сетка. Пока зануды брюзжат про историческую неточность подобных закидонов, остальные получат удовольствие от фильма, который захватывает как экшеном, так и человеческими историями.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: