Реклама
   
   
Элисон Бри из «Сообщества» сыграет самую гнусную злодейку во вселенной На YouTube состоялась премьера фанатского хоррор-фильма «Чужой: Понедельник» в стиле аниме 80-х годов Брайан Кокс негодует из-за успеха «Дэдпула и Росомахи» и винит комиксы в кризисе кинематографа Брэд Питт и Джордж Клуни получили очень приличные гонорары за экшен-комедию «Одинокие волки» Глава HBO верит, что сериал про Джона Сноу ещё может выйти

Эквилибриум

Equilibrium

Антиматрица

При любом упоминании фильма «Эквилибриум» обязательно всплывает название другой картины — «Матрицы». Что, в принципе, и не удивительно. Киберпанк нынче в моде, а мастерпис братьев Вачовски служит эталоном, которым меряют любого новичка. Вот и «Эквилибриум» удостоился такой чести — ведь все признаки налицо. Достаточно взглянуть на постер: два суровых мужика, одетые в двубортные плащи — любимую одежду школьников, любящих таскать под ними помповые ружья.

Вдаваться в суть и искать принципиальные отличия (которых море) никому было невдомек, новичок был признан несоответствующим стандарту и началась любимая игра критиков — «кто кого перессыт» в деле унижения, уничтожения (на букву «у» можно придумать много замечательных слов) подопечного. Ничего удивительного, что «Эквилибриум» утонул — у него не было шансов в обществе, которое не увидело собственного кривого отражения. В обществе, где фамилия Оруэлл никому ничего не говорит, а словосочетание «Большой брат» вызывает ассоциацию с, простигосподи, реалити-шоу.

Клеймо Киберпанка

Мир после опустошительной войны, тоталитарное общество, целиком зависимое от наркотика, абсолютный диктат. Если обнаруживается внешний или внутренний враг — незамедлительно следует уничтожение оного. Мнение отдельного человека не учитывается, он — всего лишь винтик машины, гигантского завода, перемалывающего судьбы. Большинство канонов кибер, мать его, панка соблюдены. Отсутствует только мистицизм, псевдорелигиозность и гламур, берущий корни в девятизначном бюджете. Именно за все вышеотсутствующее интеллектуальное меньшинство полюбило «Матрицу», а «Эквилибриум» смешало с грязью.

Ведь в общих чертах завязка довольна стандартна — типичное противостояние группы инакомыслящих индивидуумов (в приличном имперском обществе таких называют rebel scum), которых не устраивает нынешнее положение дел (обычно это действующая идеальная модель человеческого общества). Предложить нечто взамен они не в состоянии, а вот разрушить все до основания — за милую душу. Разумеется, существующий строй и в мыслях не имеет спокойно смотреть, как с ним активно борются чушки, понимающие слово «подполье» слишком буквально, а активно начинает делать гадости в ответ.

Сюжетная линия фокусируется на правительственном агенте из организации с самым дурацким названием за всю историю киберпанка — Тетра Граматон. Дальше еще лучше: служащие в этом Граматоне зовутся клериками (держите падающих любителей ролевых игр). Последние напоминают самураев — бесконечно преданные, тренированные и смертельно опасные. Не щадящие никого — в том числе и себя.

Превращение

Устами сценаристов нам рассказывается местами трогательная, местами наивная история о том, как протагонист (клерик высшего уровня) впервые испытывает человеческие эмоции: восторгается восходом солнца, плачет от музыки Бетховена, проводит пальцами по выщербленной выстрелами стене, вдыхает аромат духов им же арестованной «эмоциональной преступницы»… Вслед за запретными чувствами приходит осознание всех совершенных проступков, чувство вины и желание искупить свои грехи.

Смотреть на превращение бездушного клерика в человека (кстати, хорош финальный кадр — впервые за весь фильм Джон Престон улыбается) довольно интересно. Кристиан Бэйл, конечно, пока что не относится к числу Актеров с большой буквы, но эта роль писалась как будто именно под него: сначала — абсолютное хладнокровие, чем-то схожее с равнодушием Т-1000 в исполнении Роберта Патрика; затем — резко контрастирующие со всем ранее показанным эмоции. Верите, нет — внушает.

Неплохо выступили Ангус Макфэйден (ему досталась роль главзлодея) и Шон Бин, которому в хороших фильмах почему-то достается роль потенциального трупа. То есть играй, не играй — персонаж все равно помирает, хотя раз от разу красивее. В «Братстве кольца» — геройской смертью, а в «Эквилибриуме» — за увлеченным чтением поэзии Йетса. Впрочем, здесь от его персонажа с самого начала за версту разит обреченностью, так что печальному исходу ничуть не удивляешься.

Ката стрелка

Однако перипетии сюжета вряд ли будут оценены по достоинству большинством зрителей — им нужно зрелище, от которого падает челюсть (желательно, до пола), глаза лезут на лоб, а слюновыделяющие железы работают в аварийном режиме. Осознав это, создатели картины пришли к довольно интересному решению — пистолет клерика приравнивается к катане, и банальная перестрелка обретает грацию, пластику, если угодно — красоту поединка на мечах.

Слабое подобие стоек, в которых замирает главный герой, можно увидеть в «Робокопе» (помните закованного в броню Питеру Уэллера, который, зная расположение мишени, стреляет не целясь?). В «Эквилибриуме» этот прием сильно эволюционировал и расцвел во всей своей красе: двумя пистолетами Престон отстреливает людей (сначала повстанцев, потом — своих бывших коллег) со скоростью, которой позавидуют герои китайских боевиков, и с грацией, которой попросту не было еще ни в одном фильме.

Нашлось место и очень эффектному, агрессивному сворд-файтингу, и даже какой-то совсем уж запредельной дуэли, состоящей и блоков, захватов, ударов и редких выстрелов, которую затевают протагонист и антагонист в конце «Эквилибриума». Эта схватка, поверьте нашему вкусу, — вообще одна из самых эффектных в истории кинематографа, а уж самая необычная из некомедийных — определенно. Грамотная работа оператора, который старается не мешать актерам от всей души ВЫПЕНДРИВАТЬСЯ, довершает начатое — после каждой экшен-сцены вы говорите «Вау!» и принимаетесь с удвоенной силой ждать следующую.

В яблочко

Комбинация из всего вышеперечисленного составляет чудовищный по своей силе коктейль, бьющий прямо в подкорку мозга. И единственное, что хочется сделать после окончания сеанса — побежать в кассу и купить билет на повторную порцию удовольствия, попутно названивая друзьям в попытке подсадить их на наркотик «Эквилибриума». КГ объявляет марафон на самое большое количество просмотров этой картины. Неужели останетесь в стороне?

P.S. Ходят слухи, что в США «Эквилибриум» просто-напросто «задавило» правительство. И действительно — премьера картины состоялась в декабре прошлого года всего на 300 экранах (хотя изначально предполагалось порядка 2 000), а через пару недель фильм вообще исчез из проката. Странно, да? Впрочем, посмотрим, как «Эквилибриум» пойдет в Англии (премьера — 13 марта) и других странах.

Поделиться:
Юрий Лущинский, Михаил Судаков
14 марта 2003

Охуительно! 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
94%
Ваша оценка

  • Павел Минский«Кино»

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 647: «Мегалополис», «Огниво», «Шоу субботним вечером», вторая «Догма», подстава от Рэйчел Зеглер
 
5ЕВА
 
 
1Телеовощи – 575: Медовуха из мёда
 
0Ноль кадров в секунду – 553: Неделя обновлений
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 646: «Граф Монте-Кристо», бразильский Comic Con, «Беляковы в отпуске», «Моя старая задница»
 
6ЕВА – 607: Китайский Disney
 
8Телеовощи – 574: Первый контакт отменяется
 
4Ноль кадров в секунду – 552: Семья в космосе
 
24Лазер-шоу «Три дебила» – 645: «Джокер: Безумие на двоих», «Веном 3», «Ужасающий», анонс «Джуманджи 3», бухтящий Тарантино
 
6ЕВА – 606: Что делать с миллионами
Ещё

Новые комментарии