← Все рецензии | О фильме | Видео / 1 | Кадры / 11 | Постеры / 9 | Разное | Фанарт |
Не тиха диканьская ночь: то праздники, то паранормальные явления, то убийства — а то и всё сразу. Зачем ограничиваться чем-то одним? Авторы «Гоголя» ратуют за разнообразие, воинственно потрясая поварёшкой, которой они разливают в зрительские тарелки своё ирландское рагу.
Формально фильм состоит из двух глав (эпизодов будущего сериала) с книжными названиями — «Заколдованное место» и «Вий». Однако на самом деле в нём смешано ощутимо больше повестей писателя, хотя бы на уровне отсылок: галушки летают, клады манят, утопленницы шалят. Конкуренция настолько сильна, что исходный сюжет «Заколдованного места» оказался вовсе вытеснен.
Классическое разбавляется самостоятельно придуманным и по-сорочьи утащенным. Сценаристы продолжают сквозную линию с чёрным всадником и любовным многоугольником, а заодно черпают вдохновение то там, то сям. Хочется им, чтобы у них экзорцист этаким ассасином по стенам бегал? Отчего б не покуражиться. Хочется CG-дьябл или иной монструозной нечисти? Ну, тут сам бог велел. Хочется запустить руки в старые сказки? Да кто ж им запретит.
Не факт, что загребущие руки сценаристов дотянулись конкретно до братьев Гримм, однако погружение (местами — буквальное) в прошлое Гоголя крепко напоминает сказку «Смерть и её крестник». Здешний доктор Бомгарт с профессиональным оптимизмом говорит, мол, рано или поздно за каждым придёт безносая старуха с косой, — эй, что за эйджизм и сексизм? С немецкой точки зрения Смерть мужского пола — и в фильме как раз есть подходящий кандидат. Ну или он приносящий удачу сифилитик, тоже вариант.
Да-да, на экваторе — втором фильме из трёх — дело наконец дошло до предыстории. Причём не только для титульного героя — мы узнаём больше про доброго доктора. Те персонажи, которым экскурса в прошлое не досталось, тоже становятся всё объёмнее и симпатичнее — даже те, с которыми Гоголь периодически бодается, например уездный следователь Бинх (на чьём счету вдобавок одна из лучших шуток фильма — про закон) или утопленница Оксана. Собственно, из-за чего вдруг Гоголь ругается на свою потустороннюю помощницу? Из-за того что она в него влюблена — не фантастика и не парадокс, а правда жизни. Точнее, из-за некоторых поступков влюблённой женщины — на редкость реалистичной при всей своей фантастичности.
Да и персонажи-новички вызывают интерес — особенно во второй части. Плюс радует качество фильма в целом: «Вий» менее клиповый и более масштабный, чем «Начало». Прибавилось экшена и убийств — и даже ведьмовской облик улучшился: остались в прошлом жёлтые линзы и грим а-ля комната страха, от вида новой пособницы тёмных сил можно поседеть не на вторую ночь, а гораздо быстрее.
Зато чего стало меньше, так это шуток и обнажёнки. В отличие от «Начала», у «Вия» не две прокатные версии (16+ и 18+), а одна — та, что поскромнее.
Сценаристы нащупали удачную пропорцию детектива, юмора, хоррора, романтики, национального колорита и литературной классики: местами тут потешное oй-гой, дриці-дриці, а местами вполне мурашкогенерирующий ужастик. В придачу додумались-таки использовать пугающий эффект неизвестности, поэтому Вий не выпрыгивает сразу нелепой куклой, актёром в костюме или вовсе пошлым скримером, а приближается постепенно, нагнетая напряжение. Хорошо и то, что когда Вия всё-таки показывают, он выглядит неожиданно: не как у Гоголя (приземистый, косолапый, с жилистыми железными руками и железным же лицом), не как в советской экранизации полувековой давности (которая, к слову, была не первой, а четвёртой: впервые «Вия» перенесли на экран ещё в 1909 году), а совсем иначе.
«Гоголь» вообще умеет складывать кукиш зрительским догадкам и ожиданиям: да, какие-то элементы первоисточника сохраняются — но они выкручиваются и перемешиваются так, что писатель родной не узнает. К триквелу переброшены многообещающие мостки, например характеристика, которой одна героиня наградила дочь Вакулы, — но это ружьё может не выстрелить или трансфигурироваться в невесть что. Не впервой — чего только стоил фортель с Гуро из первой части. Подобные финты ушами испытывают зрительское терпение — зато усиливают интерес к продолжению. Они вызывают смесь слабого раздражения с сильным уважением: ай да авторы, ай да шельмецы!
Фантазия не изменяет здешним придумщикам и в технических моментах: казалось бы, подводный мир логично снимать под водой — ан нет, они сняли его в воздухе, причём весьма эффектно.
А по соседству со свежими изобретениями притулилось взаправдашнее наследие веков: знаете ли вы, зачем девушке сжигать простынь? Фильм расскажет.
Артхаусности и исторической достоверности сюда по-прежнему не завозят. Зато поставки развлекательности бесперебойные. «Гоголь» продолжает играть на поле «Сонной лощины», «Ван Хельсинга», «Охотников на ведьм» — к счастью, не «Последнего охотника на ведьм». И за этого игрока как минимум не стыдно.
Окей, «Гоголь», когда же развязка? Видимо, в конце лета: «Гоголь. Страшная месть» выйдет в августе, спустя год после «Начала». Сперва планировалось выпустить четыре фильма с полуторамесячным интервалом между ними, но по ходу дела произошла перекалибровка графика. Две серии, которые сосредоточены не на сквозном сюжете, а на своём локальном, вообще выпали из кинопланов: они будут показаны только на телевидении. С одной стороны, эксперимент с кучными релизами накрылся медным тазом; с другой, у зрителей есть время соскучиться. А к этому неканоничному, но задорному франчайзу немудрено привязаться — и даже посоветовать кому-то: «Иди-ка ты, братец, на „Вий“». Тот случай, когда посыл на три буквы наделён хорошим смыслом.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: