Всем посторониться — вернулся тот, чьё имя так долго нельзя было произносить. Отверженный и забытый всеми продюсерами — некогда любимый и образцовый сын Голливуда, брошенный на произвол судьбы. Его сильно недооценили, даже десять лет скитаний не сумели сгнобить старика. Скорее наоборот — Мэл Гибсон смело преодолел все испытания и вернулся готовым, как никогда: странствие сделало его характер только твёрже, хватку крепче, а веру — сильнее.
К тому же вернулся он не один, а с самим Христом. А при такой поддержке человек уже опасен вдвойне, поскольку готов убивать много, убивать мучительно, во всех анатомических подробностях и совершенно не боясь каких-либо последствий и критики, — ведь делает он это с Господом на своей стороне. Наверное, никого не должно удивить, что самый набожный актёр современности снял военную драму про самого набожного солдата Второй мировой. Вопрос в другом — как это в итоге выглядит? И вот тут все, даже самые мелкие сомнения рассеиваются быстрее, чем япошки, наступающие с первыми лучами солнца.
Мэл Гибсон очередной раз всем продемонстрировал, что он настоящий христианин с большими яйцами, а не та дешёвая показушная туфта из вечерних телевизионных ток-шоу. Молча, никому ничего не доказывая, он просто берёт своих героев и отправляет прямиком в мясорубку, даже не поинтересовавшись, питают ли те к происходящему взаимность. Подыхать от взрывов, пуль, огня… может, даже кары небесной — местный экшен лишён каких-либо соплей и выглядит совершенно бескомпромиссно. Старики склонны не церемониться с публикой, и словно «Рэмбо» восемь лет назад, «По соображениям совести» ставит новую планку в постановке военных действий, ничуть не чураясь избыточной жестокости и преимущественно практических эффектов, её демонстрирующих. Динамика, с которой тут проливается кровь и гибнут люди, может запросто посостязаться с какой-нибудь номерной (скажем, пятой) частью видеоигровой мясорубки Call of Duty. Притом, может, чисто физически в каком-нибудь «Спасти рядового Райана» трупов и рек крови суммарно больше, но вот детальность и внимание, с которым потрошатся местные герои, даже в сравнение не идут ни с одним военным фильмом последних лет. На таком фоне даже «Страсти Христовы» кажутся очередной PG13-развлекухой от Marvel.
В картине невооружённым глазом видны недвусмысленно библейские отсылки и символизм. И пусть это не смущает зрителей, так и есть — фильм действительно изо всех сил восхваляет даже не сам пацифизм героя, а именно силу его веры в бога. Да, под видом антивоенного фильма старина Гибсон преподнёс нам очень сильное религиозное кино. При этом с минимальным акцентом на самом богословии. Вся происходящая на экране жесть — лишь инструмент, повод создать мощнейший контраст и заставить переживать за убеждения, стоящие на грани безумия и упрямства.
Перед нами образчик верующего человека на войне: Десмонд Досс не читает дотошных нотаций, не учит любить своих врагов и не агитирует за прочую пацифистскую херню. Наоборот — показывается история скромного и тихого человека с огромным и храбрым сердцем, который прекрасно понимает, что такое война и смерть, но всё равно без толики сомнений лезет под пули за то, во что изо всех сил свято верит. И всё это помогает даже самому чёрствому и скептичному человеку любых взглядов ощутить понимание и проникнуться симпатией к главному герою в блистательном исполнении Эндрю Гарфилда.
Лучше взрослого Досса оказывается лишь его же молодая версия, за свои пять минут экранного времени максимально доходчиво объясняющая становление внутреннего мира протагониста. Ну и разумеется, вся первая половина фильма, посвящённая мирному времени, держится почти исключительно на актёрской игре Хьюго Уивинга. Оный мало того что лицедействует почти без грима, так ещё и демонстрирует убедительный пример покалеченного войной человека, служащего одновременно своеобразным предупреждением и испытанием для нашего героя.
Уже несколько десятилетий никто в киноиндустрии не делал религии такого большого одолжения, как Гибсон. Фактически он показывает всю крутость силы веры, совершенно не заостряя на ней внимание. Похоже, снимать безумные фильмы на старости лет становится своего рода австралийской традицией. Для успеха всего-то и надо уложиться в возмутительно малый 40-миллионный бюджет и дать нескольким забытым, но чертовски хорошим актёрам ещё один шанс себя где-то реализовать. «По соображениям совести» искупает абсолютно все былые грехи режиссёра в Голливуде. Уж после такого не простить — это надо быть теми ещё шлимазлами.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: