Это птица? Это самолёт? Нет – это ряженный дебил с трусами поверх штанов.
С тех пор, как истории про сверхлюдей попали в категорию мэйнстрима, сам Супермен окончательно перестал вписываться в современные кинематографические стандарты. Видите ли, нынче время такое: если ты символ и собирательный образ (в данном случае речь идёт о всех супергероях), то автоматически превращаешься в самопародию.
Извини, обветшавший и бесконечно устаревший Кал-Эл! В XXI веке зрителям больше по вкусу наблюдать за личностным ростом, например, позитивных распиздяев. Ну, или мрачных типов со спорными моральными ориентирами. Наконец, просто за Бэтменом, который слаб и с таким надрывом преодолевает собственных демонов.
А положительный на субатомном уровне Супермен стерилен настолько, что у зрителя сводит скулы, а на щеках появляется почти детский диатез – от приторно сладкого представления самого правильного на свете героя. Который, к тому же, ещё читер, халявщик и мажор – все силы вместе со своей мерзенькой порядочностью ему достались по праву рождения.
Спрашивается, ну и что делать со всем этим срамом? Оставить для пародий, мультфильмов и видеоигр — при том, что даже в последних двух икона комиксов выглядит как-то глупо и неуместно?
По большому счёту, в расположении у Нолана, Гойера и Снайдера было всего два варианта. Первый – повторить путь своих предшественников из середины прошлого века и попытаться выехать на самоиронии. Общеизвестно, что этот триумвират слишком крут для любых проявлений чувства юмора, поэтому осталось только одно адекватное решение – представить Супермена почти божеством, которому что-то человеческое может быть и не чуждо совсем, но точно не близко.
С некоторыми оговорками сценаристы и режиссёр эту задачу выполнили. «Человек из стали» — это история про осиротевшего инопланетянина, который основную часть своей жизни даже не пытается толком влиться в наше общество; Кларка Кента куда больше интересуют тайны собственного происхождения, чем мелочные людские ценности. Для пущего реализма героя стоило бы сделать тугодумом-эгоистом – тогда бы аспект с отчуждённостью и неземным происхождения сильнее бил по мозгам, а из персонажа получился был концептуальный клон Доктора Манхэттена. Согласитесь, тоже ведь история с достойным потенциалом для экранизации. С другой стороны, это был бы уже совсем не Супермен.
Но и существующий подход доказал своё право на жизнь. Сюжет не отягощён ненужными подробностями жизни Кларка Кента, а банальная и всем известная (но, увы, необходимая для первого фильма серии) история становления героя показана схематичными мазками в виде флэшбеков. Пара зарисовок из детства и юности героя, непременная сцена с благородным поступком – вполне достаточно для всеобщего понимания сути. Зато больше хронометража для нормального рубилова с падающими небоскрёбами и сцен с битвами богов на грешной земле. И минимальное количество угловато-интимных сцен с въедливыми журналистками — у представителей высшей расы есть и более важные заботы, чем героические полёты с девушками на фоне полной луны.
И вы, наверное, не удивитесь, что в фильме про Супермена всё равно интереснее наблюдать за второстепенными персонажами. Во-первых, Рассел Кроу снова дал такого гладиатора, что сцена на Криптоне по части зрелищности легко соперничает с финальной схваткой. Во-вторых, идеальному по сути герою достался соответствующий антагонист – Генерал Зод обладает более чем достойной мотивацией (буквально – врождённой), поэтому действует, можно сказать, от чистого сердца и с холодной головой. Ещё хочется вспомнить про Фаору-Ул в исполнении Антье Трауэ – как никак, самый колоритный злодей женского пола последних лет.
Как и ожидалось, Зак Снайдер не разучился снимать зрелищное действо; более того, постановщик продемонстрировал нам новые грани своего таланта: в «Человеке из стали» нет фирменного замедления времени, зато сполна присутствует сверхбыстрый экшен. В такие моменты камера не впадает в эпилептический припадок и охватывает всю панораму происходящего — в общем, мы бы советовали Майклу Бэю ознакомиться с материалом на досуге.
Кстати, о Бэе – сюжет картины до смешного похож на историю третьих «Трансформеров» (с небольшой примесью «Тора», но без шуточек). Только после «Человека из стали» триквел про пришельцев с Кибертрона будет казаться идиотской комедией про дебилов-колонизаторов. Ну и здания у Снайдера всё равно падают куда круче.
В заключительные полчаса происходит настолько много всего, что восприятие несколько притупляется. Затейливые хреновины с гравитационным излучением, пролёты сквозь стены домов, пикирующие друг на друга мускулистые мужики – в общем, после «Мстителей» это, наверное, самое зрелищное инопланетное вторжение.
К сожалению, не совсем ясно, что будет с сиквелом – там ведь придётся уделять внимание Кларку Кенту, а сюжет про бога среди нас по понятным причинам может во второй раз не получиться. Но при этом сомневаться в способностях Нолана, Гойера и Снайдера как-то не хочется – во всяком случае, реальных поводов эти товарищи ещё не давали.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: